Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ББСѢДА ΠΑ ВОЗНЕСЕПІЕ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА.

843

ворить: еъ поелѣдокъ дній еихъ глагола намъ въ Сынѣ, Имже и
еѣки еотвори (Бвр. ι, 1, 2Jft Бсли Сынъ — Творѳцъ вѣковъ, то и
лѳжать они во власти Сына. Тожѳ самоѳ, что говорить Павелъ
(заключавтся и въ словахъ): яже Отецъ полооюи во Своей власти,—
потому что властью Отца здѣсь вазываѳтся Сынъ, какъ Бго
сила и мудрость. Хриетоеъ есть Божгя еила и Божія премудроеть
(1 Кор. і, 24).
15. Нѣсть еспие разужѣти времена и лѣта, но пршмете силу
нашдшу Святому Духу на вы (Дѣяв. і, 7, 8). Пріимете еилу—нѳ
для того, чтобы—развѣдывать ο врѳменахъ и лѣтагь, во чтобы
вѣрить Владыкѣ. И будете Ми свидѣтели во Іерусалимѣ оюе и ео
есей Іудеи и Самаріи и даже до послѣднихъ эемли. Нѳ измѣряй порядка словъ, во силу власти. Онъ сказалъ: „возвѣстите всюду";
это показываѳтъ Бго силу, если слово перешло въ дѣло. Могу и я,
ве столько со властью, сколысо съ тщѳславіѳмъ, сказать прѳдстоящимъ или нѳмногимъ слугамъ и братьямъ: идите къ народамъ и
научите всѣгь, всѣхъ обратитѳ, побѣдитѳ варваровъ, поразите
всѣхъ противящихся царству. Слова исходятъ, но если за ними
нѳ слѣдуѳтъ дѣло, я вѳ только осуждаюсь, какъ лжѳцъ, но и наказываюсь, какъ бѳзразсудный хвастувъ. Итакъ, вужно судить
слова Спаситѳля вѳ по тому, что Онъ сказалъ, во по тому, что сдѣлалъ. Овъ сказалъ; научите вся язики (Матѳ. ххѵш, 19). Бсли
слова нѳ оправдались дѣломъ, это было хвастовство, а ве божествѳввая вдасть. Сказалъ (такжѳ): проповѣдайте до посліьднпхъ
земли. Бсли ѳсть какой-нибудь край, нѳпричаствый проповѣди,
значитъ, повѳлѣніѳ оказалось ложнымъ. Бсли же блѳскъ дѣлъ затмилъ самыя слова, — иствввы свидѣтѳли и истинѳнъ свидѣтельствуеный. И еія рекъ, зрящымъ имъ взятся (Дѣян. і, 9). Могъ,
вовѳчно, (Господъ) вознѳстись нѳ явно, но такъ какъ имѣлъ свидѣтелями воскресенія глаза учѳниковъ, то и теперь дѣлаеть ихъ
самовидцами вознѳсевія. Зрящымъ имъ езятея: отступи отъ иихъ
и зозношашеся на небо, и облакъ подъяшг Его. И егда взирающе бяху
на небо, идущу Ему (Дѣян. ι 9; Лук. ххіѵ, 51; Дѣян. і, 10»), вознѳсся, поднялся, несся вверхъ и взошолъ. Не зърукотеоренная бо святая ениде Христосъ, иоѳъ самое небо нынѣ да яттея лицу Божію (Бвр.
іх, 24). И вѳ только взошѳлъ, во и прошѳлъ. Имуще убо архіереа
еелика, протедшаго небееа, Іисуса, говорвть Павѳлъ (Бвр. гѵ, 14).
Взошѳлъ, поднялся, вознѳсся, шелъ, прошѳлъ. Скотри. Взошѳлъ,
какъ имѣющій власть, чтобы исполнллось слово пророчѳскоѳ: езыде
Боѵь еъ боскликновеніи (Псал. X L V I , β). Объ этоиъ говоритъ пророкъ
съ полвою увѣрѳнностью. Взыде Багъ еъ еоскликновеніи: еозмите ерата 789
князи еаша, и возмитеся ерата тчная, и енидетъ Царь ела&ы (Псал.
х х ш , 7). Ввидетъ: не еъ рукотворенная δο сеятая вниде Іисусъ, но