Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСАДА ПА В08НПСКШЕ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА. 845 і что Духъ и съ нами и на небѣ, а тѣло Христово и на небѣ іі : съ нами? Получило небо святое тѣло, приняла и иемля Святаго і Духа. Пришелъ Христосъ—и принесъ Святаго Духа, взошелъ—и
і вознесъ наше тѣло. И вотъ—образъ Адама, погребенный во гробѣ,
і является уже не среди ангеловъ, но превыше ангеловъ возсѣ- і даетъ со Отцемъ, чтобы и насъ посадить съ Собою. О, ужасное 790 и странное устроеніе! О, великій Царь, великій во всемъ, великій
і и удивительный! И какъ сказалъ пророкъ: Господи Господь Нашъ,
i яко чудно имя Твое по осей земли, яко взятея великолѣпіе Твое пре¬
выше небесъ (Пс&л. ѵш, 2). Взятея Божество; слово въ слово: зря¬
щимъ имъ взятея, великій во всемъ, великій Богъ, великій Го¬
; сподь. Велій Господь и хваленъ зѣло (Псал. хьѵп, 2). Великій | Богъ, великій Господь, великій и Царь: Царь велій по всей земли і (Псал. xlvi, 8). Горы Сіонскія, ребра сѣверовы, градъ Царя великаго
і (Псал. хьѵп, 3). Великій пророкъ, великій священникъ, великій
і свѣтъ, великій во всемъ. И Писаніе всегда съ воодушевленіемъ
называетъ Его великимъ; напримѣръ, Павелъ говоритъ: великаго
Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. п, 13), или Давидъ:
t велій Господь и хваленъ зѣло (Псал. хьѵп, 2). Великій Царь, вели- і кій пророкъ; когда Іисусъ творилъ чудеса, говорили народы: яко , пророкъ велій воста въ насъ и яко посѣти Богъ людей своихъ (Лук. , ѵн, ів). И не только по Божеству великъ, но и по плоти; какъ , по Божеству—Богъ великій, и Господь великій, и царь великій, , такъ съ другой стороны—великій священникъ и великій про¬
рокъ. Откуда это? Говоритъ Павелъ: имуще убо архіереа велика,
прошедшаго небеса, Іисуса Сына Боясія, да держимся исповѣданія
нашего (Евр. гѵ, 14). Если (Господь) — архіерей великій и пророкъ
великій, то подлинно посѣтилъ Богъ людей Своихъ и воздвигъ
пророка великаго во Израилѣ. Если Онъ великій пророкъ, вели¬
кій священникъ, великій царь, то и свѣтъ великій: Галилея язы¬
ковъ, людіе сѣдящіи во тмѣ, видѣша свѣтъ велій (Ис іх, 2). Даже
и день Его называетъ пророкъ великимъ: прежде даже не пріити
дню Господню великому и просвѣщенному (Іоил. п, 31). Вездѣ слыша
о великомъ и великихъ дѣлахъ Господнихъ, съ чего ты взду¬
малъ, еретикъ, раскалывать и умалять великое? Итакъ, будемъ имѣть
залогъ нашей жизни на небѣ, (куда) мы совознесены съХристомъ. И
потомъ опять (будемъ) восхищены на облакахъ, если будемъ до¬
стойны встрѣтить на облакахъ. Подсудимый не устраиваетъ встрѣчи
судьѣ, но является къ нему съ покорностью,— не устраиваетъ
встрѣчи, потому что лишенъ смѣлости. Итакъ, будемъ молиться и
мы всѣ, возлюбленные, чтобы намъ оказаться хотя бы въ послѣднихъ
рядахъ встрѣчающихъ, потому что, какъ при встрѣчѣ царя, хотя
бы не всѣ (участники) были равночестны, но почитаются имъ оди-