Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА НА ВОЗНЕСВШВ ГОСПОЛА НАШЕГО ІИСУОА ХРИСТА.

841

(чисда) дней, но просто — пе по мнозѣхъ сихъ днехъ. Нѳ все пре*
доставдяетъ намъ энать Спаситель, но указываетъ держаться мѣры
божественнаго опродѣленія. Что слышишь, поучайся; чѳго нѳ
разумѣешь, нѳ допытывайся. Вы же гшате креститися Духомъ
Сеятымъ. Когда Духъ Святый сошелъ на апостоловъ въ дѳнь Пятидѳсятницы, то наподнндъ вѳсь домъ, гдѣ они сидѣли, чтобы
они были крѳщены Духомъ Святымъ, какъ въ водѣ. Α съ невидимымъ соедияяѳтъ видимоѳ явленіе, т. ѳ. раадѣлѳніб языковъ.
Такимъ образомъ, они были крещѳны Духомъ Святымъ. И что
крвститься Духонъ Святымъ было тоже самое, что принять
Духа Святаго, подтвѳрждаѳтъ другое повѣствованіе. Когда Петръ
бшгь укоряемъ учениками: „зачѣмъ ты пошелъ къ эллинамъ
и огласилъ ихъ и далъ пнъ крѳщѳніѳ и таинства?" онъ отвѣчадъ: я бшгь въ городѣ Іоппіи, и нѣкто Корнилій сотникъ
прислалъ аа мной и я придя проповѣдывалъ учѳніѳ; но въ то
самое время, когда я говорилъ, сошѳлъ на нихъ Духъ Святый,
каюь на насъ въ началѣ. И чтобы показать, что то, что бывшіѳ
съ Корнидіѳмъ приняди Духа Святаго, было крещѳніѳмъ, Петръ
тотчасъ говоритъ: помянухъ же глаголъ Господень, якоже ілалолаше:
Іояннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися Духомъ
Сеятымъ (Дѣян хі, 16).
14. Итакъ, до страданій Спаситѳля были крѳщѳны апостолы
водою и оиыты. Но то было омовѳніе во оставлѳніѳ грѣювъ, а
не сообщеніе Святаго Духа. Пріиде Іоапнъ, говоритъ ѳвангелистъ,
пропоеѣдая &ъ пустынѣ кретцепіе покаянія ео остаеленіе грѣховъ.
(Марк. і 4). Но нужно объяспить, откуда мы знаемъ, что апостоды имѣлиэто крѳщѳніѳ. Вѣдь (Господь) не сказалъ, что „Іоаннъ
крестилъ васъ водою", но что онъ крѳстилъ вообщѳ; а отсюда 787
еще нѳ ввдно, крѳстялъ ли и апостоловъ. Откуда жѳ это извѣстно?
Выслушай раасудительно. Когда (при омовеніи ногъ) Пѳтръ противорѣчилъ, говоря: Господи, не умиеши погу моею во еѣки, Спаситѳль сказалъ: аще не умыю тебе, не имаши чаети ео Мною.
Петръ возразилъ: Господи, не нозѣ мои токио, по и руцѣ и главу,
а Спаситѳль на это отвѣтилъ; измовенный пе требуетъ, токмо
нозѣ умити (Іоан. хш, β—10).
Видишь, какъ утвѳрдилъ Онъ
крѳщѳніѳ (Іоанново)? (Нужно имѣть въ виду, что) гдѣ не было призыванія Отца, Сына и Святаго Духа, тамъ крещѳніе только покаянія, а
гдѣ ѳсть призываніе, тамъ крѳщеніѳ всыновлѳнія. Спаситѳль не
отмѣвилъ крѳщѳвія покаянія, во восполнилъ (призываніѳнъ Св.
Троицы) и (затѣмъ) къ ѳтону крѳщенію во имя Св. Троицы присоединилъ крѳщѳвіе Св. Духонъ. Ерѳтики отвергли крещеше,
установленвое во имя Святой Троицы, какое было у нихъ,—потону что нѳ имѣли, несчастныѳ, уважѳнія къ Владычнѳму гласу:
9