Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
840

ТВОРКШЯ С В . ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

Духа Моего на всяку плоть, преоюде даже не пріити дню Господню
великому и просеѣгценпому. И будетъ всякъ, иже аще призоеетъ имя
Господпе, спасется (ст. 17 — 21). Такъ могъ говорить тодысо Богъ
чрезъ пророковъ. Α Павѳлъ прибавляѳтъ къ этому: той Боѵъ
всѣхъ, богатяй во всѣхъ призывающиосъ Его. Всякь δο, иже аще призоветъ гшя Господне, спаеетея. И потомъ, показывая, что это скаэано ο Христѣ, продолжаетъ: како убо призовутъ, въ негоже петроваша; како же увѣруютг, егоже ие услишаша; како же услышатъ
безъ пропоеѣдающаго; како же пропоеѣдятъ, аще пе посяани будушъ;
якоже есть писано: коль краены ноги благооѣстеующихъ миръ, блог
говѣстеующихъ благая (Рин. х, 12 — 15). Замѣть это, прошу тебя.
Повелѣ, говоритъ, имъ отъ Іерусалима не отлучатися, но оюдати
обѣтованія Отча, еже слышасте отъ Мене* Яко Іоаннъ крестиль
есть водою, вы же имате креститися Духомъ Сеятымъ, не по мнозѣхъ сихъ днехъ (Дѣян. і, 4, 5). Послѣ сорока дней оставалось дѳсять до дня Пятидесятницы, когда явился Духъ Святый и крестилъ апостоловъ нѳ водою, а огнѳмъ.
13. Здѣсь должно разрѣпшть вопросъ, затрудняющій многихъ.
Имѳнно, многіе спрашивали, были ли до страданій Спасителя апостолы крѳщены крѳщеніѳмъ евангѳльскимъ? Мы нѳ навязываемъ
своего ішѣнія и не довѣряемся человѣчѳскимъ разсуясденіямъ
въ втомъ вопросѣ, но твердо дерясимся Писаній. (Въ Писаніяхъ)
мы находимъ, что апостолы получили крещеніѳ до страдашй Христовыхъ, крощѳніо Іоанново. И Спаситель до страданій Своихъ
не даѳтъ имъ другого крещѳнія, чтобы не упразднить проповѣди
Іоанновой и не дать іудеямъ повода къ нападкамъ, что Онъ ввелъ
свое особое крещеніе изъ гордости предъ Іоанномъ Крестителѳмъ,
но позволяѳтъ учѳникамъ имѣть залогъ воды, сохраняя ддя ннхъ
(на будущее время) бдагодать Духа. Поэтому, какъ нѳ имѣющимъ
еще Духа, говоритъ по воскресеніи: пріимите Духа Сеятъ, и прибавляетъ: идитѳ во Іѳрусалимъ и ждитѳ тамъ обѣтозанія Отча,
еже слыгиасте отъ Мене. Яко Іоаннъ креетилъ есть еодою, вы же
имате креетитися Духомъ Сеятымъ, не по мнозѣхь сихъ днехъ. Нѳ
водою опять, потому что они уже получили (крещѳніѳ водою), но
Духомъ Святымъ; не прибавляѳтъ воду къ водѣ, но восподняетъ
неполноту тѣмъ, чего нѳ имѣли. Ви же имате крешитшя Духомь
Святымъ не по мнозѣхъ сихъ днехъ; вмѣсто того, чтобы скааать:
чрезъ десять дней. Какая нуясда въ τ&κοΰ отсрочкѣ? Зачѣмъ отсрочка? Дѳсять дней полагаются между [обѣщаніенъ и исполнѳніемъ]: это — для испытанія вѣры апостоловъ. Когда благодать
бездѣйствовала, и никто не являлся, вѣра ихъ подвѳргалась испытанію, сохранятъ ли они довѣріѳ къ Обѣщавшѳму. Обѣщалъ и
сказалъ (Господь): не по мнозѣхъ сихъ днехъ. Но опредѣдидъ точно