Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА НА В08НВСВН1В ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА. 841 (числа) дней, но просто—не по мнозѣхъ сихъ днехг. Не все пре¬
доставляетъ налъ знать Спаситель, но указываетъ держаться мѣры
божественнаго опредѣленія. Что слышишь, поучайся; чего не
разумѣешь, не допытывайся. Вы же имате креетитися Духомъ
Святимъ. Когда Духъ Святый сошелъ на апостоловъ въ день Пя¬
тидесятницы, то наполнилъ весь домъ, гдѣ они сидѣли, чтобы
они были крещены Духомъ Святымъ, какъ въ водѣ. А съ неви¬
димымъ соединяетъ видимое явленіе, т. е. раздѣленіе языковъ.
Такимъ образомъ, они были крещены Духомъ Святымъ. И что
креститься Духомъ Святымъ было тоже самое, что принять
Духа Святаго, подтверждаетъ другое повѣствованіе. Когда Петръ
былъ укоряемъ учениками: „зачѣмъ ты пошелъ къ эллинамъ
и огласилъ ихъ и далъ пмъ крещеніе и таинства?" онъ отвѣ¬
чалъ: я былъ въ городѣ Іоппіи, и нѣкто Корнилій сотникъ
прислалъ за мной и я придя проповѣдывалъ ученіе; но въ то
самое время, когда я говорилъ, сошелъ на нихъ Духъ Святый,
какъ на насъ въ началѣ. И чтобы показать, что то, что бывшіе
съ Корниліемъ приняли Духа Святаго, было крещеніемъ, Петръ
тотчасъ говоритъ: помянухъ же глаголъ Господень, якоже ілаголаше:
Іоаннъ убо крестилъ есть водою, еи же имате креетитися Духомъ
Святимъ (Дѣян хі, 16). 14. Итакъ, до страданій Спасителя были крещены апостолы
водою и омыты. Но то было омовеніе во оставленіе грѣховъ, а
не сообщеніе Святаго Духа. Пріиде Іоаннъ, говоритъ евангелистъ,
проповкдая въ пустынѣ крещеній покаянія во оставленіе грѣховъ.
(Марк. і, 4). Но нужно объяснить, откуда мы знаемъ, что апо¬
столы имѣли это крещеніе. Вѣдь (Господь) не сказалъ, что „Іоаннъ
крестилъ васъ водою", но что онъ крестилъ вообще; а отсюда 78?
еще не видно, крестилъ ли и апостоловъ. Откуда же это извѣстно?
Выслушай разсудительно. Когда (при омовеніи ногъ) Петръ про¬
тиворечилъ, говоря: Господи, не умывши ногу моею во вѣки, Спа¬
ситель сказалъ: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною.
Петръ возразилъ: Господи, не позѣ мои токмо, но и руцѣ и главу,
а Спаситель на это отвѣтилъ: измовенний не требуетъ, токмо
позѣ умити (Іоан, хш, 8 —10). Видишь, какъ утвердилъ Онъ
крещеніе (Іоанново)? (Нужно имѣть въ виду, что) гдѣ не было призы¬
ванія Отца, Сына и Святаго Духа, тамъ крещеніе только покаянія, а
гдѣ есть призываніе, тамъ крещеніе всыновленія. Спаситель не
отмѣнилъ крещенія покаянія, но восполнилъ (призываніемъ Св.
Троицы) и (затѣмъ) къ этому крещенію во имя Св. Троицы при¬
соединилъ крещеніе Св. Духомъ. Еретики отвергли крещеніе,
установленное во имя Святой Троицы, какое было у нихъ,—по¬
тому что не имѣли, несчастные, уваженія къ Владычному гласу: