Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
840 ТВОРКНІЯ СВ. ІОАННА. ЗЛАТОУОТАГО. Духа Моего на оелку плоть, прежде даже не пріити дню Господню
великому и просвѣщенному. И будетъ всякъ, иже аще призоветъ имя
Господне, спасется (ст. 17 — 21). Такъ могъ говорить только Богъ
чрезъ пророковъ. А Павелъ прибавляетъ къ этому: той Богъ
всѣхъ, богатяй во всѣхъ прививающихъ Его. Всякъ бо, гаже аще при¬
зоветъ имя Господне, спасется. И потомъ, показывая, что это ска¬
зано о Христѣ, продолжаетъ: како убо призовутъ, въ негоже не вѣ¬
рованія; како же увѣруютъ, тоже не услышаша; како же услышатъ
безъ проповѣдающаъо; како же проповѣдямъ, аще не послали будутъ;
якоже есть писано: коль красны ноги благовѣствующихъ миръ, бла-
говѣствующихъ благая (Рим. х, 12 — 15). Замѣть это, прошу тебя.
Повелѣ, говорить, имъ отъ Іерусалима не отлучается, но ждати
обѣтованія Отча, еже слышасте отъ Мене- Яко Іоаннъ крестилъ
есть водою, вы же гшате креститися Духомъ Святымъ, не по мно-
зѣхъ сихъ днехъ (Дѣян, і, 4, 5). Послѣ сорока дней оставалось де¬
сять до дня Пятидесятницы, когда явился Духъ Святый и кре¬
стилъ апостоловъ не водою, а огнемъ. 7*с із. Здѣсь должно разрѣшить вопросъ, затрудняющій многихъ.
Именно, многіе спрашивали, были ли до страданій Спасителя апо¬
столы крещены крещеніемъ евангельскимъ? Мы не навязываемъ
своего мнѣнія и не довѣряемся человѣческимъ разсужденіямъ
въ этомъ вопросѣ, но твердо держимся Писаній. (Въ Писаніяхъ)
мы находимъ, что апостолы получили крещеніе до страданій Хри¬
стовыхъ, крещеніе Іоанново. И Спаситель до страданій Своихъ
не даетъ имъ другого крещенія, чтобы не упразднить проповѣди
Іоанновой и не дать іудеямъ повода къ нападкамъ, что Онъ ввелъ
свое особое крещеніе изъ гордости предъ Іоанномъ Крестителемъ,
но позволяетъ ученикамъ имѣть залогъ воды, сохраняя для нихъ
(на будущее время) благодать Духа. Поэтому, какъ не имѣющимъ
еще Духа, говоритъ по воскресеніи: пріимите Духа Святъ, и при¬
бавляетъ: идите во Іерусалимъ и ждите тамъ обѣтованія Отча,
еже слышасте отъ Мене. Яко Іоаннъ крестилъ есть водою, вы же
имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днехъ. Не
водою опять, потому что они уже получили (крещеніе водою), но
Духомъ Святымъ; не прибавляетъ воду къ водѣ, но восполняетъ
неполноту тѣмъ, чего не имѣли. Вы же имате креститися Духомъ
Святымъ не по мнозѣхъ сихъ днехъ; вмѣсто того, чтобы сказать:
чрезъ десять дней. Какая нужда въ такой отсрочкѣ? Зачѣмъ от¬
срочка? Десять дней полагаются между [обѣщаніемъ и исполне¬
ніемъ): это —для испытанія вѣры апостоловъ. Когда благодать
бездѣйствовала, и никто не являлся, вѣра ихъ подвергалась испы¬
танію, сохранятъ ли они довѣріе къ Обѣщавшему. Обѣщалъ и
сказалъ (Господь): не по мнозѣхъ сихъ днехъ. Не опредѣлилъ точно