Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
836
посвящаетъ и второй свой трудъ. Какой же вмевно? Переое
убо елово сотворихъ ο всемъ, ο Ѳеофиле, яже начатъ Іиеусъ
теоргти же и учити. И до чего довѳлъ ты свой разсказъ?
Даже Ьо дне, въ оньже заповѣдаеъ апостоломъ, ихже избра, вознесеся. Иныіга словами: я написалъ, говорить, Бвангеліѳ съ начала
до того дня, въ который Онъ вознѳсся (на небо), давъ наставленія апостоламъ, которыхъ избралъ Себѣ ранѣѳ. Прошу тѳбя, обрати
вшшаніе. Цредъ ними же и постави Себе жива по етраданіи Своемъ
(Дѣян. і, 8 ) . Видишь смѣлость евангелиста? И въ дѣяніяхъ апостоловъ онъ не забываетъ ο богословіи. Не сказалъ: „являясь которымъ", но — предъ нгшиже и поетави Себе окгиа. [Какъ и] говорилъ [Христосъ]: разорите церковь сію, и трелш денми воздвигну
ю (Іоан. п , 19). Предъ нимиже и постави Себе жива по етраданіи
Своемъ 60 мнозѣзѣ истинныхъ зкаменіиосъ денми четиредесятми
являяея имъ и глаголя, яже ο царетвіи Божіи (Дѣян. і, 3 ) .
10. Обрати вшшаніе, прошу тебя. Во мнозѣхъ истинныхъ знаменіихъ денми четиредееятми яеляяея гшъ и глаголя, яже ο царстеіи Бооюіи. Въ тѳченіе сорока дней являлся (Спаситель) ученикаиъ, (но) не каждый день. При томъ, послѣ воскресенія Онъ
окружалъ Свою плоть многими (признаками) полной достовѣрности, чтобы отъ постояннаго лицезрѣнія нѳ ослабѣло (благоговѣніе предъ) величіемъ силы. Въ виду втого было нѳобходимо, чтобы
воскресши Онъ являлся впрѳдь въ божѳствѳнныхь чѳртахъ, а нѳ
въ привычномъ для наблюдатѳлей видѣ; какъ и говоритъ (дѣеписатѳль): ео мпозѣхъ иетинныхъ знаменіиосъ денми четырёдесяпит.
Это было ужѳ не обычное наблюденіѳ, но (подтверждаемое) нѣкоторыми нѳсомнѣнными признаками Бго бытія. Такъ, Онъ являлся
ученикамъ въ различныхъ видахъ, съ различныни голосами, различной наружности. Часто являлся имъ и не былъ ими узнаваѳмъ (напримѣръ), явился бывшинъ съ Петромъ на рыбной ловлѣ и
говоритъ имъ: дѣти> еда что енѣдно имате (Іоан. ххі, 5), и они не
узнали Его ни по внѣпгаену виду, ни по голосу; но Онъ говоритъ имъ: ѳеерзите мрежу одесную етрану корабяя, и обрящете
(ст. 6); они бросили—и поймали мвожество рыбы. Не узнавпш Его
по виду, они тотчасъ узнали по этому явленію силы; тогда-то
евангелистъ Іоаннъ говоритъ Петру: Господь есть, будучи убѣжденъ въ томъ нѳ зрѣніѳмъ, но явленіѳмъ силы. Поэтону и Лука
возглашаетъ: ео мнозѣхъ истинныхъ знаменіихъ денми четыредееятми яеляяся имъ и глаюля.
Не просто являясь, но будучи видимъ извѣстноѳ врѳмя. Изслѣдовавъ тщательно, мы находимъ, что послѣ воскресенія Спаситель одпвнадцать разъ явился святымъ апостоламъ и затѣмъ
вознесся къ Отцу. Такъ какъ Ояъ имѣлъ одипнадцать учсіга-