Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
835

БЕСѢДА НА ВОЗНЕСЕНІЕ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСЛ ХРИСТА.

Азъ съ воми есмь во вся дпи до скончанія вѣка (Матѳ. ххѵш, 16—20).
Таковъ конецъ Евавгелія. 0 томъ, какъ вознесся [Господь, Матѳѳй] не сказалъ. ІІодобяымъ образомъ Маркъ говоритъ: и изшедіие
ясѳяы бѣжаша отъ гроба — и никому же ничтоже рѣгиа: бояхубоея
(Марк. хѵі, 8 ) . И послѣ другого говоритъ ο вознѳсеніи вкратцѣ
такъ: Гоеподь же убо по глаголапіи сего къ нгшь вознесеся на небо, и
сѣде одеепую Бога. Они жс изшедхие пропоепдаша всюду, Гоепбду поепѣгиеетвующу и слово утверждающу послѣдствующими знаменми.
Аминь (Марк. хѵі, 19—20). Вотъ и конецъ Бвангелія. Подробнаго
разсказа ο вознѳсеніи и у Марка нѳ оказалось. Іоаннъ (въ концѣ
своего Евангѳлія) разсказываетъ ο явлевіи Спасителя ученикамъ
при озерѣ Тиверіадскомъ. Глагола Летру: Петре, любиши ли Мя?
(Іоан. ххі, 15), и (такъ далѣѳ) до копца бесѣды (между нини).
Α здѣсь Іоавнъ остановился и не упомянулъ ο вознѳсевіи, но
говоритъ: многа же и ина знаменія сотвори Іисусъ, яже аще бы по
единому писана быша, ни самому мню всему міру вмѣстгти пишемыхъ книгъ (Іоан. ххі, 25; ср. хх, 30). Такимъ обрааомъ, Іоаннъ
и Матѳѳй совсѣмъ нѳ вспомвили ο вознѳсевіи, а Маркъ упомянулъ, во лишь вскользь. Только Лука продолжилъ полный разскааъ до вознесѳнія. На вего и ссылаѳтся: первое слово сотворихъ
ο веемь, ο Ѳеофиле, яже начатъ Іисусъ теорити же и учити, даже
до дне, въ оньже запоеѣдаеъ апостоломъ Духомъ Святымъ, ихже
шбра, вознесеся (Дѣяя. ι, 1, 2 ) .
9. Кто зтотъ Ѳеофилъ? Въ то время овъ былъ игемономъ и,
находясь въ должности, принялъ проповѣдь (ѳвангѳльскую); какъ
нѣкогда проконсулъ Кипра послѣдовалъ проповѣди Павла во
время своѳго проконсульства, такъ и Ѳеофилъ, будучи вгемовомъ,
былъ обращенъ (ко Христу) проповѣдью Луки. Самого же блажевваго Луку онъ просилъ описать для него дѣявія апостоловъ.
Ты ваучилъ, говоритъ, мевя дѣлаиъ Христа; научи теперь и дѣламъ Его учевиковъ. Поэтому, ему посвящаотъ (апостолъ) в второе своѳ слово. Вѣдь и Евангеліѳ Лукп быдо написано для Ѳеофила. Откуда это видво? Самъ Лука говоритъ: понеже убо мнози
начаша чинити повѣсть ο извѣетеованнихъ въ наеъ вщехъ, якоже
предаша памъ^ иже исперва самовидцы и слуги бывшіи еловесе, изволиея и мнѣ послѣдовавшу выгие вся испытно, поряду писати тебѣ,
державный Ѳеофиле, да разумпешщ ο нихже научилея еси словесѣхъ 782
утверждЫіе (Лук. і, 1 — 4 ) . Державный—тоже, что сіятельный;
такой титулъ давался тогда сіятѳльвымъ. Откуда это видво? фистъ
игемовъ говоритъ Павлу: бѣенуешиея ли Паеле? Α овъ отвѣчаетъ
вгѳмову: не бѣснуюея державный Фисте (Дѣян. ххѵі, 24, 25).
Такъ и здѣсь — державний Ѳеофиле. Итакъ, Лука, написавъ свачало Ёвангѳліе и посвятивъ ѳго Ѳеофилу, тепѳрь тому жо Ѳеофилу
ТВОРБЛШ CD. І О А П П А ЗЛАТОУСТАГО.

Г>4