Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
834 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. источники и въ качествѣ испытателей истины, желающихъ бога¬
тѣть въ благочестіи, сообща изслѣдовать сокровища Священнаго
Писанія. Дѣянія, говорится, апостоловъ. Самое надписаніе обнару¬
живаетъ всю суть дѣла и заглавіе является началомъ всего по¬
вѣствованія. Не всѣхъ, однако, апостоловъ дѣянія содержатся въ
этой книгѣ: если изслѣдовать тщательно, то начальныя главы
книги говорятъ о чудесахъ и ученіи Петра и только отчасти
другихъ апостоловъ, а затѣмъ все повѣствованіе сосредоточи¬
вается на (дѣлахъ) Павла. Но если повѣствуется о Петрѣ и Павлѣ, . какъ же книга называется Дѣяніями апостоловъ вообще? Такъ
какъ, по (апостолу) Павлу, если прославляется одинъ членъ,
вмѣстѣ съ нимъ прославляются и всѣ члены, то дѣеписатель и
не написалъ: Дѣянія Петра и Павла, но употребилъ общее загла¬
віе: Дѣянія апостоловъ. Кто же составилъ эту книгу Дѣяній?
(Сейчасъ) изслѣдуемъ. Многіе, не зная писателя ея, расходятся
между собой во мнѣніяхъ и противорѣчатъ другъ другу: одни
приписываютъ Дѣянія Клименту Римскому, другіе — Варнавѣ,
третьи—евангелисту Лукѣ. Въ виду разногласія этихъ мнѣній,
мы обратимся къ самому писателю за разъясненіемъ, кто онъ и
что предпринимаетъ, и (посмотримъ), нѣтъ ли у него указаній на
самого себя. Первое убо слово сотворитъ о всемъ, о Ѳеофиле (Дѣян, i, 1).
Сказавъ первое, обращаетъ нашу мысль къ вопросу, какое слово
называетъ первымъ, потому что, если бы написалъ только одну
эту книгу, не могъ бы сказать: первое слово сотворитъ. Итакъ, раз¬
сматриваемая книга оказывается второю: первая уже написана
раньше. А какую первую книгу написалъ, объясняетъ самъ: пер¬
вое убо слово сотворить о всемъ, о Ѳеофиле, яже начатъ Іисусъ тво-
рити же и учити. Отсюда видно, что не дѣянія были предме¬
томъ его перваго труда, а Евангеліе: первое слово—не о томъ, что
сдѣлалъ Петръ и Павелъ, но о томъ, яже начатъ Іисусъ творити
же и учити. Ясно, что Лука, написавшій Евангеліе, самъ напи¬
салъ и Дѣянія. Впрочемъ, посмотримъ внимательнѣе, онъ ли дѣй¬
ствительно. Первое убо слово сотворить о всемъ, о Ѳеофиле, яже на¬
чатъ Іисусъ творити же и учити, даже до дне, въ оньже заповѣ-
781 давъ апостоломъ Духомъ Святымъ, ихже ивбра, вознесеея (Дѣян, і,
12). Какъ бы такъ говоритъ: я описалъ дѣла Спасителя и Его ученіе
до вознесенія. Прошу васъ, будьте внимательны. Первое, говоритъ,
мое сочиненіе обнимаетъ дѣла Спасителя и Его ученіе, и доведена
эта первая книга до вознесенія. А несомнѣнно, ни Матѳей, ни Маркъ,
(развѣ отчасти), ни Іоаннъ—не довели Евапгелія до вознесенія, только
одинъ Лука. Матѳей такъ оканчиваетъ Евангеліе: единіиже надесяш
ученицы идоша въ Галилею въ гору, аможе повелѣ имъ Іисусъ. И вм-
дѣвше Его, поклонииіася Ему. Ирече: шедше, научите вся языки... И се