Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БѢСѢДА ΠΑ B03UECKIIIE ГОСІЮДА НАІПВГО ІИОУСА ХГИОТЛ.

829

крѳсшій [Господь]. Дееремъ затвореннымъ, пдѣже бяху унепицы
Его собрани, страха ради Іудейска, пріиде Іисусъ и ста посредѣ
(Іоан. хх, 19). Гдѣ господствуетъ страхъ, туда приходитъ Тотъ,
Кто избавляеть отъ страха; гдѣ царитъ смятеніе, тамъ возсіяваетъ
тишина; гдѣ корабль благочѳстія обуреваѳтся, туда приносигь
[Господь] искусство кормчаго. Утишающій бурю, вводящій корабль
въ тихую пристань, въ самый разгаръ страха приноситъ лѣкарство. Ста посредѣ, и что говоритъ? Миръ вамъ. Пусть не мятутся
нысли ваши, пусть нѳ смущается сердце, не поддавайтесь искушѳніямъ страха. Миръ вамъ. Миръ прѳкращаетъ войну, разсѣеваетъ страхъ, изгоняѳтъ вражду. Миръ вамъ. Часто прѳподавался
людянъ миръ отъ Бога, но не чрезъ лице, облеченное властью, а
чрезъ ангеловъ, пророковъ, судѳй. Только Спаситѳль, явивпгась,
преподалъ ниръ отъ Своего лица. Данъ былъ миръ Даніилу, но
чрѳзъ ангѳла. Явился Даніилу ангелъ и сказалъ: миръ тебѣ, музюу
желанійу мужайея и крѣпісся, Господь съ тобою (Дан. х, 19). Гедеону такжѳ явился ангѳлъ и сказалъ: миръ тебѣ (Суд. п , 23).
Итакъ, возвѣщали киръ ангелы, но никогда самъ Владыка ангеловъ: Онъ посылалъ миръ чрезъ нихъ, а въ Себѣ самомъ хранилъ сокровищѳ мира ѳвангѳльскаго. Нерѣдко получавшіѳ миръ
чрезъ ангеловъ пророки жаждали получить его непосредственно
отъ лица Владыки мира. Такъ Исаія взывалъ: Господи Боже
нашъ миръ даждь памъ (Ис. х х п , 12); нѳ чрезъ другихъ, но отъ
самого Сѳбя дай миръ намъ. И вотъ теперь [послѣдовалъ] отвѣтъ
на это молѳніе: миръ Мой даю вамъ (Іоан. хіѵ, 27). И сіе рекъ, показа имъ руцѣ и нозѣ и ребра Своя (Іоан. хх, 20). Какъ возвратившійся съ войны полководецъ, украшенный пріобрѣтенными въ
побѣдахъ ранами, не стыдится этихъ ранъ, потому что они славнѣѳ вѣнковъ, такъ и Спасителъ, претерпѣвъ раны за истину и за
вѳсь родъ нашъ, не скрываѳтъ Своихъ страданій, но показываетъ
[знаки ихъ], чтобы засвидѣтѳльствовать Своѳ мужество. Показалъ
руки, израненные гвоздями, показалъ и ребро, изъ котораго нсточилъ нанъ таинственвнй источникъ. Показалъ руки, чтобы удостовѣрить воскресѳніе, чтобы убѣдить сомнѣвающихся, что возсталъ дѣйствительно Пострадавшій, что воскресло дѣйствительно
умершѳѳ и погребѳвноѳ тѣло.
4. Возрадовашаея убо ученицы,ѳидѣвше Господа (Іоан. хх, 20).
Дарованъ миръ, разрѣшенъ страхъ, процвѣла радость. Рече же
имъ паки: миръ вамъ (ст. 21). Почему — пакиі Гдѣ желаетъ (Господь) утвѳрдить дары благодати, тамъ повторяетъ и благословенія; какъ Авраану сказалъ: благослозя благослоелю тя, и умножая умпожу тя (Быт. ххп, 17), такъ даѳтъ миръ на миръ ближнимъ и далышмъ. Якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посыяаю вы
у