Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА Ο ТОМЪ, ЧТО ЧТЕШЕ СВ. ПИСАНІЙ П0ЛЕ8Н0.

79

вдастями консулъ, такъ между духовными апостолъ занимаетъ
первое мѣсто. Послушаемъ самого Павла, который, исчисляя власти,
на высшемъ мѣстѣ ставитъ апостольскую. Что же говоритъ онъ?
Овыхъ убо положи Богъ &ъ церкви пврвгъе апостоловъ, еторое проро-

ковъ, третіе учителей и пастырей, таже даровакія исцѣленій (1
Кор. X I I , 28).
Видшпь ли главную изъ властей? ВІІДІІШЬ ли, что аиостолъ
стоитъ на высотѣ и никого нѣтъ прежде и выше его? Перв/ъе апостоловъ, говоритъ онъ, еторое пророковъ, третіе учителей и пастыpefi, таже дароеанія исцѣленій, заступленгя, правленія, роди языковг.

И притомъ апостольство есть не только начало прочихъ властей, но
н основаніѳ и корень. Какъголова, находясь выше всего, не только
есть начадо и власть тѣла, но и корень, потому что нервы, управляющіе тѣломъ, исходя изъ нея, и пронзрастая изъ самаго мозга,
π оживляясь духомъ, такимъ образомъ управляютъ всѣмъ животнымъ составомъ,—такъ н апостольство не только стоитъ выше,
какъ начало и власть прочихъ дарованій, но и сосредоточивая с о
держитъ въ себѣ корни всѣхъ ІІХЪ. Пророкъ не можетъ быть и
аяостоломъ и пророкомъ; апостолъ же непремѣнно есть и пророкъ
ішѣетъ и дары исцѣленій, и роды языковъ, и толкованіе языковъ;
поэтому (апостольство) есть начало и корень дарованій.
4. Α что это такъ, я представлю вамъ во свидѣтели Павла.
Впрочемъ прежде нужно сказать, что такое роди языковъ. Что жс
такое роди языко&ь? Въ древности крестившійся и увѣровавшШ
тотчасъ начиналъ говорить разными языками для проявленія Духа.
Такъ какъ тогдашніе люди находились въ состояніи болѣе немощномъ, и плотскими глазами своими не могли созерцать духовныхъ
дарованій, то имъ и сообщаемъ былъ чувственный даръ, чтобы
духовное дѣдалось явнымъ: крестившійся тотчасъ начиналъ говорить и нашішъ языкомъ, и языкомъ персовъ, и языкомъ индій.
цевъ, и языкомъ скиеовъ, такъ что и невѣрные могли узнать, что
онъ сподобился Святаго Духа. Это было чувственнымъ знаменіемъ,
т. е. такая рѣчь,—потому что еѳ слышали чувствомъ тѣлеснымъ,
—но это чувственное знаменіе дѣлало явною для всѣхъ духовную
π невидимую благодать Духа. Такоѳ знаменіѳ и называлось роди
языковъ, потому что человѣкъ, имѣвшій отъ природы одинъ языкъ,
начиналъ говорить разными и инородными языками по благодатн,
и моашо было видѣть, какъ человѣкъ, одинъ по числу, былъ разнообразнымъ по дарованіямъ, и имѣлъ различныя уста и различные эз
языки. Посмотримъ же, какъ апостолъ имѣлъ u это дарованіе и
всѣ прочія. Объ этомъ онъ самъ говоритъ такъ: паче всѣхъ ваеъ
языхи глаголю (1 Кор. хгѵ, 18J. Видішіь ли, что онъ ішѣлъ роды
языковъ, и не только имѣлъ, но и въ болыпеиъ изобиліи, нѳжеди