Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
828 творишя св. іоаішл элатоустаго. Почему? Потому именно, что, какъ Павелъ восклицаетъ, мы только
отъ части разумѣваемъ, отъ части пророчествуемъ (1 Кор. хш, 9).
Но, хотя мы и лепечемъ, Богъ вручилъ намъ проповѣдь мира.
Объ этомъ говорилъ Исаія: и языцы немотствующій скоро научатся
глаголати миръ ( Ис. хххп, 4). Вотъ и мы будемъ лепетать объ
общемъ нашемъ Отцѣ и Владыкѣ. Онъ удостоилъ учениковъ
Своихъ названія—дѣти (Іоан, хш, 88); а если называетъ дѣтьми,
то конечно приметъ и лепетъ дѣтей. Къ тому же, послѣ того какъ
было проповѣдано возвѣщенное Имъ Самимъ многославное Его
вознесеніе, благодать не стѣсняется временемъ и богословіе не
ограничивается днями. 2. Въ прошлый разъ, какъ извѣстно Христу, намъ не уда¬
лось привести въ исполненіе свое желаніе взойти на гору Елеон¬
скую; наше намѣреніе встрѣтило препятствіе въ непостоянствѣ
воздуха и многочисленности народа. [Говорю это, чтобы у желаю¬
щихъ обвинять меня напрасно отнять всякій поводъ]. Тогда, имѣя
въ виду множество уже сказаннаго, мы на-скоро сократили рѣчь,
чтобы не обременить вашу память обиліемъ словъ. Сегодня же
мы восполнимъ тотъ свой долгъ. Такъ и законъ повелѣвалъ тому,
кто не совершитъ Пасхи въ первый мѣсяцъ, исполнить свой долгъ
во второй. А вы, конечно, должны знать, что Слово Божіе не
ограничивается ни временами, ни днями, но во всякій день мо¬
жетъ быть предлагаема проповѣдь и о крестѣ, и о страданіяхъ,
и о воскресеніи, и о вознесеніи, и о второмъ пришествіи. 8. Предварительно мы разсмотримъ кое-что ивъ божествен¬
ныхъ словъ, читанныхъ сегодня, и затѣмъ, исчерпавъ евангель¬
скіе источники, постепенно перейдемъ къ обѣщанному. Сущу поеди,
въ день той, во едину отъ субботъ, и дверемъ затвореннымъ, идгьже
бяху ученицы Его собрани,—пріиде Іисусъ (Іоан, хх, 19). Послѣ того
какъ Спаситель уготовалъ для насъ воскресеніе, онъ рѣдко яв¬
ляется ученикамъ Своимъ въ другіе дни, кромѣ дня Господня.
Какъ прежде, исполняя законъ, Онъ каждую субботу приходилъ
въ синагогу, такъ со времени спасительнаго Своего воскресенія
и дарованія залога міру, Онъ является предпочтительно въ день
Господень, первый послѣ субботы, утверждая основаніе святого
дня Господня. Для празднованія субботы наступилъ теперь ко¬
нецъ, а положено начало установленію дня Господня, т. е. именно
воскресенья, какъ вы помните изъ прежнихъ объясненій. Почему
блаженный Матѳей, обозначая субботу, но вводя начало святого
дня Господня, говорилъ: въ вечеръ субботній? Потому, что это былъ
конецъ и вечеръ прежней субботы, евитающи во едину отъ суб¬
ботъ (Матѳ, ххѵш, 1). И въ этотъ именно первый день послѣ суб-
776 боты, въ самый день святого праздника воскресенія, явился вос-