Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Н2\

ТВОРКШЯ ОВ. ІОАІША ЗЛАТОУСТАГО.

представляя себѣ щедрость Владыки, какъ Онъ одинаково ііочтилъ
и богатыхъ и бѣдныхъ, и рабовъ и свободныхъ, и всѣмъ сообщилъ общій даръ, воздадимъ Благодѣтѳлю за Бго благоволеніе
къ намъ; а достаточное воздаяніе — благоугодная Ему жизнь и
душа трезвенная и бодрая. Ддя такого праздника и торжества
нужны нѳ деньги π не издержки, а одно доброѳ расположеніѳ и
чистый умъ. Здѣсь предлагается для пріобрѣтенія пе что-нибудь
вещественное, но всѳ духовное: слушаніѳ божествѳнныхъ изрѳченій, молитвы отцовъ, благословѳвія свящѳнниковъ, пріобщѳніе
божѳственныхъ и веизреченныхъ таинствъ, ішръ и единомысліе,
дары духовные и достойные щѳдрости Дарующаго. Будѳмъ жѳ
праздновать этотъ праздникъ, въ который воскрѳсъ Господь. Онъ
воскресъ ивоскресилъвмѣстѣ съ Собою вселенную. Самъ Ояъ воскрѳсъ,расторгнувъ узы смѳрти, и насъ воскрѳсилъ,расторгнувъ сѣти
напгахъ грѣховъ. Адамъ согрѣшилъ — и умеръ; Христосъ нѳ согрѣпшлъ—и такжѳ умеръ. Это необычайно и дивно: тотъ согрѣпіилъ—и
умѳръ, а этотъ не согрѣшилъ — и такясе умѳръ. Почѳму и для чѳго?
Для того, чтобы согрѣшившій и умѳршій могъ чрезъ несогрѣшившаго н умершаго освободиться отъ узъ смерти. Такъ часто бываетъ и съ денѳжныші должниками: долженъ кто-либо кому-нибудь серебро и не можѳтъ зашіатить, и за это задерживаѳтся; а
другой, не будучи должникомъ, но имѣя возможность заплатить,
уплачиваѳтъ и освобождаетъ виновнаго. Такъ было и съ Адамомъ
и Христомъ. Адамъ сдѣлался должникомъ, повиннымъ смерти, и
былъ во власти діавола; Христосъ не былъ должникомъ и нѳ
находился въ его власти, но пришѳлъ и уплатилъ смертію за находившагося въ ѳго власти, чтобы освободить человѣка отъ увъ
смѳрти. Видишь ли дѣйствіе воскрѳсѳнія? Видишь ли чѳловѣколюбіе Владыки? Види!пь ли величіе Его попечѳнія? Нѳ будѳмъ же
нсблагодарпыми къ такому Благодѣтелю, и потому, что прошелъ
постъ, пе будсмъ нерадивы, но теиерь еще болыпѳ, нежѳли прежде,
будемъ пощись ο душѣ, чтобы она въ то врѳмя, когда утучняется
птіоть, не сдѣлалась немощною, чтобы намъ, заботясь ο рабѣ, не
иренебрѳгать госпожею. Что пользы, скажи мяѣ, расторгаться
отъ пресыщенія чрезъ мѣру π преступать предѣлы потребности?
Это и тѣлу вредитъ и душу лигааетъ благородства. Будемъ довольствоваться умѣроннымъ и потребнымъ, чтобы и душѣ и тѣлу
доставлять столысо, сколько нужно, чтобы вдругъ не растратить
всего добра, пріобрѣтеннаго постомъ. Не запрѳщаю ли я наслаждаться пищею и отдохновѳніемъ? Я не запрѳщаю этого, но увѣщѳваго ограничиваться потребностію и избѣгать великой роскоши,
чтобы, преступая мѣру, не повредитъ здравію души. Вѣдь тотъ,
кто преступаетъ ііредѣли потребности, потомъ уже не въ состоя-