Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО ВЪ СВЯТУЮ ПАСХУ.

823

увеличиться этотъ праздникъ. На праздяикахъ мірскихъ, житейскихъ, гдѣ великая пышность, мірская изысканностъ и роскошь
транѳзы, тамъ ио сираведливости бѣдному бываетъ грустно и
прискорбно, а богатому пріятно и вѳсѳло. Почѳму? Потому, что
послѣдній облекается въ блистательную одежду и предлагаетъ
богатую трапѳзу, а бѣдному бѣдность ирепятствуетъ показать такую
жѳ роскошь. Но здѣсь нѣтъ ничего подобнаго; всякоѳ неравенэтво уничтожено; одна трапеза— и для богатаго и для бѣднаго, и
для раба и для свободнаго. Богатъ ли ты, получишь нисколько
не болыпѳ бѣднаго; бѣдепъ ли ты, полуЧІШІЬ нисколько нѳ мѳньшѳ
богатаго, и отъ бѣдпости нисколько нѳ уменыпится твоѳ духовноѳ
пиршѳство, нотому что зто — божѳственная благодать, которая нѳ
различаетъ лицъ. Что я говорю: для богатаго и для бѣднаго прѳдлагается одна и та же трапеза? Для самого носящаго діадему, облеченнаго въ багрявицу, владычествующаго надъ вселенною, и
для бѣдняка, просящаго милостыди, прѳдлагаѳтся одна и та же
трапеза. Таковы дары духовныѳ: Богъ допускаетъ къ участію въ
нихъ, сообразуясь не съ званіѳмъ, а съ произволеніемъ и образомъ мыслѳй. Съ одннаковымъ дерзновеніеиъ и честію и царь и
бѣднякъ приступаютъ* къ принятію и пріобщенію этихъ божественныхъ ташгствъ. И что я говорю: съ одинаковою честію? Иногда
бѣднякъ дажс съ большішъ дерзновеніемъ. Почему? Лотому, что
царь, занятыіі заботами ο дѣлахъ и окруженный множѳствомъ обстоятельствъ, со всѣхъ сторонъ обуревается непрестанными волвами, какъ бынаходясь наморѣ, и дѣлается причастнымъ множѳству грѣховъ; а бѣдный, свободный отъ всѳго этого, заботясь
только ο нѳобходимой пищѣ, провоясдая необремененную дѣлами
и безмятежоую жизнь, какъ бы сидя въ тихой пристани, приступаѳтъ къ этой трапезѣ съ вѳликимъ благоговѣніемъ.
4. И не отъ этого только, но и отъ другихъ многихъ причішъ
происходятъ разныя скорби у посѣщающихъ мірскія пиршѳства.
Бѣдному бываетътамъ грустно, а богатому весело не только по причинѣ трапезы и роскоши, но и по причивѣ свѣтлыхъ одеждъ и пышнаго одѣянія богача: что бываетъ съ пими по отношенію къ трапезѣ, тоже бывастъ и по отношевію къ одеждамъ. Когда бѣдный видитъ богатаго, одѣтаго въдрагоцѣнную одѳжду,то сокрушается скорбію, считаеть сѳбя нѳсчаствымъ и много ропщетъ. Α здѣсь устранена
и эта скорбь, потому что здѣсь у всѣхъ одна одѳжда, спаситѳльноѳ
одѣяніе, ο которомъ Павелъ взываетъ, говоря: елицы во Христа
хрестистеся, во Христа о&лекостеся (Гал. ш, 27). Итакъ, увѣщѳваю
васъ, нѳ будѳмъ оскорблять этого праздника, но станемъ соблюдать любомудріе, достойное благъ, дароваиныхъ намъ благодатію
Христовою. Нѳ будѳмъ предаваться пьянству и объядѳвію, но