Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
822

ТВОРЕШЯ СВ. ЮАННА 8ЛАТОУСТАГО.

бѣдилъ Адама діаволъ, крестомъ поразилъ діавола Христосъ. То
древо иизринуло чѳловѣка во адъ, а это древо, древо креста, и
низринутыхъ туда опять извлекло изъ ада; то заставило иоражѳннаго скрыться, какъ плѣннаго и нагого, а это показало всѣмъ
побѣдителя обнаженно пригвожденнымъ на высотѣ ко кресту.
Та смѳрть подвергла осуждевію всѣхъ живущихъ и послѣ Адама,
а смерть Христа по-истинѣ воскрѳсила всѣхъ, живпгахъ и прѳжде
Него. Кто возглаголетъ силы Господни, елишапы еотборитъ вея
хвали Его (Ис. сѵ, 2)? Чрезъ смѳрть мы сдѣлались безсмертными,
по падѳніи возстали, послѣ пораженія стали побѣдителями.
8. Таковы дѣйствія креста; они—величайшѳѳ доказатедьство воскресенія. Нынѣ ликуютъ ангелы и веселятся всѣ нѳбесныя
силы, сорадуясь спасѳвію всѳго рода человѣчѳскаго. Вѣдь ѳсли
объ одномъ кающѳмся грѣшникѣ бываетъ радость на нѳбѣ и на
землѣ (Лук. хѵ 7), то тѣмъ болѣе ο спасеніи всѳлѳнной. Нынѣ
Христосъ возвѳлъ въ прѳжаее достоинство человѣческуго природу,
освободивъ ее отъ власти діавола. Когда я вижу, что начатокъ
моіі такъ побѣдилъ смерть, то уже не боюсь, уже не страшусь
борьбы, и не взираю на свою немощь, а помышляю ο неизрѳчѳняой
силѣ Того, Кто готовъ помогать мнѣ въ борьбѣ. Побѣдившій владычество смерти и уничтожившій всю силу ея чѳго только не
сдѣлаетъ для сроднаго Сѳбѣ, образъ котораго Ояъ благоволилъ
принять на Себя по Своему великому человѣколюбію, и въ этомъ
образѣ вступить въ борьбу съ діаволомъ? Сѳгодня во всѳй вселѳнной радость и духовное веселіѳ; сѳгодня сонны ангеловъ и
лики всѣхъ вышнихъ силъ радуются ο спасеніи дюдѳй. Представь же, возлюбленный, величіе этой радости, когда и выпшія
силы торжѳствуютъ вмѣстѣ съ нани; вѣдь и онѣ сорадуются напгамъ благамъ. Хотя благодать дарована Владыкою наііъ, но она
доставляетъ радость и имъ; поэтому они и нѳ стыдятся праздновать вмѣстѣ съ намк. Но зачѣмъ я говорю, что ѳти сослужители наши (ангѳлы) не стыдятся праздновать съ нами? Самъ Владыка ихъ и напгь не стыдится праздновать вмѣстѣ съ нами. И
что я говорю: не стыдится? Онъ желаѳтъ праздновать вмѣстѣ съ
нами. Откуда это извѣстяо? Послушай, какъ Онъ самъ говорилъ:
желангемъ возжелѣхъ сію паеху ясти съ вами (Лук. ххп, 15). Бсли
же Онъ желалъ ясти пасху, то очевидно — и торясествовать съ
нами. Поэтому, когда ты видишь, что нѳ только ангѳлы и сониы
всѣхъ нѳбѳсныхъ силъ, но и самъ Владыка ангеловъ празднуетъ
вмѣстѣ съ нами, то чѳго ещѳ нодостаѳтъ тебѣ ддя радости? Итакъ,
пусть никто сѳгодня не скорбитъ по причинѣ своей бѣдности: вѣдь
это — праздникъ духоввый; пусть никто изъ богатыхъ нѳ прѳвозносится богатствомъ: вѣдь отъ богатства нисколько не можетъ
у