Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО НА СВЯТЛО ПАСХУ.

« '-!І
Ч

любивый Владыка отмѣштлъ эти названія и ввелъ въ нашу жизнь
новое дивнов устройство: переселеніѳ отсюда уже называется внѣсто
смерти успокоеніемъ и сномъ. Откуда это видно? Послушай самого Христа, который говорилъ: Лазарь другъ пашъ успѣ, по иду,
да возбужу его (Іоан. χι, 11). Какъ для насъ лѳгко пробудить и
поднять спящаго, такъ для общаго всѣхъ насъ Владыки легко—
воскрѳсить. И такъ какъ сказанныя Имъ слова были веобычайвы
и дивны, то и ученики Бго не повяли сказаннаго, доколѣ Онъ,
снисходя къ ихъ слабости, нѳ выразилъ этого яснѣе. И учитѳль
вселенной, блаженный Павелъ, въ посланіи къ ѳессалояикійцамъ
говоритъ: не хощу васъ не еѣдѣти ο усопшихъ, да не скорбите,
якоже и прочіи не имущіи упованія (1 Ѳѳсс. іѵ, 13); и въ другомъ
мѣстѣ: ибо и усопшіе ο Хриетѣ погиооша (1 Кор. хѵ, 18). И еще:
мы жит/щіе оставшіи, не имамы предварити усоппгахъ (1 Ѳесс. іѵ, 15).
И еще въ другомъ мѣстѣ: аще бо вѣруемъ, яко Іисусъ умре и вогкресе, тако и Богъ усопшихъ во Іиеусѣ приеедетъ съ нимъ
(1 Ѳѳсс. іѵ, 14).
2. Видишь ля, что смерть вездѣ называется успокоеніемъ
и сномъ, и что она, прежде имѣвшая лице страшное, теперь
послѣ воскресѳвія сдѣлалась презираемою? Видишь ли свѣтлый
трофѳй воскрѳсенія? Чрѳзъ него доставлены намъ бѳзчислѳнвыя
блага, чрезъ него разсѣяно бѣсовскоѳ оболыценіе, чрезъ него мы
посмѣѳваемся надъ смѳртію, чрезъ него мы презираемъ настоящую жизнь, чрезъ него ны одущѳвляѳмся вадѳждою на будущія
блага, чрезъ нѳго мы, облеченные плотію, можемъ быть нисколько
не ниже существъ безтѣлесныхъ, если захотимъ. Сегодня совѳршилась блястательная побѣда; сѳгодня Владыка нашъ, воздвигнувъ трофей побѣды надъ смѳртію и ниспровергнувъ власть діавола, чрезъ воскресеніе открылъ вамъ путь ко спасѳнію. Будемъ
же всѣ радоваться, ллковать и веселиться. Хотя Владыка нашъ
побѣдилъ и воздвигъ трофей побѣды, но и для насъ общая радость и вѳселіѳ, потому что всо зто Онъ соверщилъ для нашего
спасѳвія; и чѣмъ побѣдилъ насъ діаволъ, тѣмъ же прѳодолѣлъ
ѳго Христосъ; Онъ принялъ тѣ ясе самыя оружія и ини поразилъ
діавола; а какъ, послушай. Дѣва, древо и смерть были звакамя
нашѳго поражѳпія; дѣвою была Бва, потому что она еще не познала мужа, когда подверглась искушенію; дрѳвомъ было древо
познанія добра и зла; смертію было наказаніе Адаму. Видишь ли,
какъ дѣва, древо и смѳрть были знакаіш нашего пораженіяѴ Посмотри же, какъ потомъ они же сдѣлались орудіями побѣды.
Вмѣсто Евы — Марія^ вмѣсто древа позданія добраи зла^—дрѳво
крѳста, вмѣсто смерти Адама—смерть Господа. Видишь ли, что
чѣісъ діаводъ побѣдилъ, тѣмъ жѳ онъ и побѣждѳнъ? Древомъ поИЯДАНТД СНП. Д У Х . А Ж Л Д В М П .

53*