Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
819

ПОХВАЛА ЩШСВОПУ ДЮДОРУ.

Онъ отвѣчалъ: и аще хощете пріятщ той есть Илія хотяй пргити (Матѳ. и, 14). Онъ навывадся Іоанномъ, но такъ какъ ииѣлъ
нравы Иліи, то и получилъ одинаковоѳ съ нимъ названіе; такъ
какъ онъ владѣлъ духомъ Иліи, то получилъ и имя Иліи. Оба
они обитади въ мѣстахъ пустынныхъ; одинъ одѣвался въ милоть,
а другой въ волосяную одежду; и трапеза у ннхъ быда одинаково скудна и проста; одинъ изъ нихъ былъ служитѳлемъ перваго
пришествія (Христова), а другой будѳтъ служителемъ будущаго.
Поэтому, такъ какъ и обраэъ жиэни, и одежда, и мѣстопребываніе, и служеніе были у нихъ одияаковы и всѳ было у нихъ
сходно, то Христосъ и далъ обоимъ одно имя, выражая, что и
тотъ, кто носитъ другое т і я , можетъ быть соимевнымъ тому, кому
онъ подражаетъ въ обраэѣ жизни.
4. Итакъ, если таково несомнѣнноѳ правило и таково опредѣлѳніѳ соимѳнности въ божествѳнномъ Писаніи, то покажемъ,
что мудрый нашъ отецъ подражаетъ и образу жизни Іоанна, дабы
вы знали, что справедливѣе можно бы приписать ѳму и это имя.
У того не было ни стода, ни постѳли, ни дома на землѣ; и у
этого ничѳго такого никогда нѳ было. Свидѣтели—вы, какъ онъ
проводилъ всѳ врѳмя, показывая жизнь апостольскую, не имѣя
никакой собствѳнности, но получая пропитаніе отъ другихъ, а
самъ непрѳрывно прѳбывая въ молгтеѣ и служеніи елова (Дѣян.
ѵі, 4 ) . Тотъ проповѣдывалъ за рѣкою, прѳбывая въ пустыняхъ; и
этотъ выводилъ нѣкогда за рѣку вѳсь городъ и преподавалъ
здравоѳ ученіѳ. Тотъ жилъ въ тѳмницѣ, и отсѣчена ѳмуголова за
ревность ο законѣ; и этотъ часто былъ удаляемъ изъ отечества
за рѳвность ο вѣрѣ, и ему часто была отсѣкаема годова по той
же cauofi причинѣ, если не на самомъ дѣлѣ, то въ намѣрѳніи.
Врагя истины, не вынося силы языкаѳго, со всѣхъ сторонъ строили
безчисленныя козни, но отъ всѣхъ ихъ Господь спасалъ его. Будемъ же слушать втотъ языкъ, чрезъ который онъ иподвергался
опасяостямъ и спасался. Нѳ погрѣшилъ бы тотъ, кто сказалъ бы
ο немъ то же, что Моисей сказалъ ο землѣ обѣтованной. Что же
онъ сказалъ ο ней? Земля текущая млекомъ и медомъ (Исх. ш,
8). Тожѳ можно сказать и объ его языкѣ; ѳто—языкъ, тѳкущШ
молокомъ и мѳдомъ. Итакъ, чтобы наісъ и насладиться этюгь молокомъ и насытиться этимъ медомъ, прѳкратимъ здѣсь нашѳ
слово и послушаѳмъ его лиры и трубы. Когда я представляю
пріятность его словъ, то называю голосъ его лирою; а когда представляю силу мыслей, то—нѣкоторою воинствѳнною трубою, такою,
какую имѣли іудеи, когда разрушали стѣны Іерихова. Какъ тогда
звукъ трубъ, поражая камни сильнѣѳ огня, все разрушалъ и
истреблялъ, такъ и тѳпѳрь голосъ вго, нѳ мѳнѣе тѣхъ трубъ поT^OpFTfTR гц.

ΤΟΑΚΉΑ ЯЛАТОУСТАГО.

53