Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
80 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. всѣ прочіе вѣрующіе? Онъ не сказалъ только: я. могу говорить
языками, но и: паче всѣхъ васъ языки глаголю. На пророчество, ко¬
торое онъ имѣлъ, онъ указываетъ слѣдующими словами: Духъ же
говоритъ, явственнѣ глаголетъ, яко въ послѣднія дни настанутъ вре¬
мена люта (1 Тим. іѵ, 1; 2 Тим. ш, 1); а чтб говорить о томъ, что
будетъ въ послѣднія времена, значитъ пророчествовать, это вся¬
кому извѣстно. Сіе же вѣете, яко въ послѣднія дни настанутъ вре¬
мена люта. И еще: глаголю вамъ словомъ Господнимъ, яко мы жи-
. вущіи, вставшій въ пришествіе Его, не имамы предварити умер¬
шимъ (1 Сол іѵ, 15); н это—пророчество. Видишь ли, какъ онъ
имѣлъ роды языковъ и пророчество? Хочешь ли гнать, что онъ
имѣлъ и дарованія исцѣленій? Но, можетъ быть, нѣтъ нужды дока¬
зывать это словами, когда мы знаемъ, что не только сами апостолы,
но и одежда і^ъ имѣла дарованіе исцѣленій. А что онъ былъ и
учителемъ народовъ, объ этомъ онъ говоритъ во многихъ мѣстахъ;
онъ заботился о всей вселенной и управлялъ церквами. Такимъ
образомъ, когда ты слышишь: первѣе апостоловъ, второе пророковъ,
трвтіе пастырей и учителей, дарованія исцѣленій, заступленія,
правленія, роди языковъ, то знай, что вся совокупность прочихъ
дарованій сосредоточивается въ апостольствѣ, какъ въ главѣ. Не
думали ли вы прежде, что имя апостоловъ просто? Вотъ, теперь
вы узнали, какой глубокой смыслъ заключаетъ въ себѣ это имя.
Это сказали мы не для того, чтобы показать собственную свою силу;
это—не наши слова, а благодати Духа, которая возбуждаетъ отъ
лѣности безпечныхъ, чтобы они ничего не оставляли безъ вниманія. Итакъ, справедливо мы назвали апостольство духовнымъ кон¬
сульствомъ. Апостолы суть начальники, рукоположенные отъ Бога;
начальники, которые получили не разные народы и города, но
которымъ всѣмъ вмѣстѣ ввѣрена вселенная. А что они были на¬
чальниками духовными, и это я постараюсь доказать, дабы послѣ
доказательства вы знали, что апостолы настолько выше началь¬
никовъ житейскихъ, насколько сами житейскіе начальники выше
играющихъ дѣтей. Подлинно, это начальство гораздо выше того
и больше сдерживаетъ нашу жизнь, такъ что, если бы оно пре¬
кратилось, то все разстроилось бы и разрушилось. Какіе знаки
начальства и что долженъ имѣть начальникъ? Власть надъ тем¬
ницею, чтобы онъ былъ властенъ однихъ связывать, а другихъ
разрѣшать, однихъ выпускать, а другихъ ввергать туда; также
власть рѣшать денежные долги, такъ чтобы онъ былъ властенъ—
однихъ, бывшихъ должными, освобождать, а другимъ приказы¬
вать уплатить долги; еще власть—осуждать на смерть и освобо¬
ждать отъ смерти; или, вѣрнѣе, это—власть не начальника, а одного
за только царя, или даже и царю не принадлежитъ вполнѣ этотъ даръ,