Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО НА СВЯТУЮ ПАСХУ. '4- I любивый Владыка отмѣнилъ эти названія и ввелъ въ нашу жизнь
новое дивное устройство: переселеніе отсюда уже называется вмѣсто
смерти успокоеніемъ и сномъ. Откуда это видно? Послушай са¬
мого Христа, который говорилъ: Лазарь другъ нашъ успѣ, но иду,
да возбуоюу его (Іоан, хі, 11). Какъ для насъ легко пробудить и
поднять спящаго, такъ для общаго всѣхъ насъ Владыки легко—
воскресить. И такъ какъ сказанныя Имъ слова были необычайны
и дивны, то и ученики Его не поняли сказаннаго, доколѣ Онъ,
снисходя къ ихъ слабости, не выразилъ этого яснѣе. И учитель
вселенной, блаженный Павелъ, въ посланіи къ ѳессалоникійцамъ
говоритъ: не хощу васъ не вѣдѣти о усопшихъ, да не скорбите,
якоже и прочій не имущій упованія (1 Ѳесс. іѵ, із); и въ другомъ
мѣстѣ: ибо и усопшіе о Христѣ погибоша (1 Кор. хѵ, 18). И еще:
мы живущіе вставшій, не имамы предварити усопшихъ (1 Ѳесс. іѵ, 15). И еще въ другомъ мѣстѣ: аще бо вѣруемъ, яко Іисусъ умре и вос-
кресе, тако и Богъ усопшихъ во Іисусѣ приведетъ съ нимъ
(1 Ѳесс. гѵ, 14). 2. Видишь ди, что смерть вездѣ называется успокоеніемъ '
и сномъ, и что она, прежде имѣвшая лице страшное, теперь
послѣ воскресенія сдѣлалась презираемою? Видишь ли свѣтлый
трофей воскресенія?. Чрезъ него доставлены намъ безчисленныя
блага, чрезъ него разсѣяно бѣсовское обольщеніе, чрезъ него мы
посмѣеваемся надъ смертію, чрезъ него мы презираемъ настоя¬
щую жизнь, чрезъ него мы одушевляемся надеждою на будущія
блага, чрезъ него мы, облеченные плотію, можемъ быть нисколько
не ниже существъ безтѣлесныхъ, если захотимъ. Сегодня совер¬
шилась блистательная побѣда; сегодня Владыка нашъ, воздвиг¬
нувъ трофей побѣды надъ смертію и ниспровергнувъ власть діа¬
вола, чрезъ воскресеніе открылъ намъ путь ко спасенію. Будемъ
же всѣ радоваться, ликовать и веселиться. Хотя Владыка нашъ
побѣдилъ и воздвигъ трофей побѣды, но и для насъ общая ра¬
дость и веселіе, потому что все это Онъ совершилъ для нашего
спасенія; и чѣмъ побѣдилъ насъ діаволъ, тѣмъ же преодолѣлъ 768
его Христосъ; Онъ принялъ тѣ же самыя оружія и ими поразилъ
діавола; а какъ, послушай. Дѣва, древо и смерть были знаками
нашего пораженія; дѣвою была Ева, потому что она еще не по¬
знала мужа, когда подверглась искушенію; древомъ было древо
познанія добра и зла; смертію было наказаніе Адаму. Видишь ли,
какъ дѣва, древо и смерть были знаками нашего пораженія? По¬
смотри же, какъ потомъ они же сдѣлались орудіями побѣды.
Вмѣсто Евы—Марія, вмѣсто древа познанія добра и зла'—древо
креста, вмѣсто смерти Адама—смерть Господа. Видишь ли, что
чѣмъ діаволъ побѣдилъ, тѣмъ же онъ и побѣжденъ? Древомъ по- 58* «ДАНЯ СНП. ДТХ. АКАДВтЯ.