Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА ЭПИСКОПУ ДІОДОРУ. 819 Онъ отвѣчалъ: и аще хощете пріяти, той есть Илія хатой прі¬
йти (Матѳ, хі, 14). Онъ навивался Іоанномъ, но такъ какъ имѣлъ
нравы Иліи, то и получилъ одинаковое съ нимъ названіе; такъ 764
какъ онъ владѣлъ духомъ Иліи, то получилъ и имя Иліи. Оба
они обитали въ мѣстахъ пустынныхъ; одинъ одѣвался въ милоть,
а другой въ волосяную одежду; и трапеза у нихъ была одина¬
ково скудна и проста; одинъ игъ нихъ былъ служителемъ перваго
пришествія (Христова), а другой будетъ служителемъ будущаго.
Поэтому, такъ какъ и образъ жизни, и одежда, и мѣстопребы¬
ваніе, и служеніе были у нихъ одинаковы и все было у нихъ
сходно, то Христосъ и далъ обоимъ одно имя, выражая, что и
тотъ, кто носитъ другое имя, можетъ быть соименнымъ тому, кому
онъ подражаетъ въ образѣ жизни. 4. Итакъ, если таково несомнѣнное правило и таково опре¬
дѣленіе соименности въ божественномъ Писаніи, то покажемъ,
что мудрый нашъ отецъ подражаетъ и образу жизни Іоанна, дабы
вы знали, что справедливѣе можно бы приписать ему и это имя. У того не было ни стола, ни постели, ни дома на землѣ; и у
этого ничего такого никогда не было. Свидѣтели—вы, какъ онъ
проводилъ все время, показывая жизнь апостольскую, не имѣя
никакой собственности, но получая пропитаніе отъ другихъ, а
самъ непрерывно пребывая въ молите» и служеніи слова (Дѣян,
ѵі, 4). Тотъ проповѣдывалъ за рѣкою, пребывая въ пустыняхъ; и
этотъ выводилъ нѣкогда за рѣку весь городъ и преподавалъ
вдравое ученіе. Тотъ жилъ въ темницѣ, и отсѣчена ему голова за
ревность о законѣ; и этотъ часто былъ удаляемъ иэъ отечества
за ревность о вѣрѣ, и ему часто была отсѣкаема голова по той
же самой причинѣ, если не на самомъ дѣлѣ, то въ намѣреніи.
Враги истины, не вынося силы языка его, со всѣхъ сторонъ строили
безчисленныя козни, но отъ всѣхъ ихъ Господь спасалъ его. Бу¬
демъ же слушать этотъ языкъ, чрезъ который онъ и подвергался
опасностямъ и спасался. Не погрѣшилъ бы тотъ, кто сказалъ бы
о немъ то же, что Моисей сказалъ о землѣ обѣтованной. Что же
онъ сказалъ о ней? Земля текущая млекомъ и мёдомъ (Исх. ш, 8). Тоже можно сказать и объ его языкѣ; это—языкъ, текущій
молокомъ и медомъ. Итакъ, чтобы намъ и насладиться этимъ мо¬
локомъ и насытиться этимъ медомъ, прекратимъ здѣсь наше
' слово и послушаемъ его лиры и трубы. Когда я представляю
пріятность его словъ, то называю голосъ его лирою; а когда пред¬
ставляю силу мыслей, то—нѣкоторою воинственною трубою, такою,
какую имѣли іудеи, когда разрушали стѣны Іерихона. Какъ тогда
звукъ трубъ, поражая камни сильнѣе огня, все разрушалъ и
истреблялъ, такъ и теперь голосъ его, не менѣе тѣхъ трубъ по- 53 ТВОРВТП Я ГЦ. ТО А НН А ЧЛАТОУСТАГО.