Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
815

ПИСЬМЛ КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАНЪ.

ствахъ однимъ господствомъ, одною властію; по эти ѳстества пѳ
единосущвы
и каждое изъ нихъ сохраняетъ безъ смѣшевія
собственаыя свойства, такъ какъ оба они — неслитны. Какъ хлѣбъ
преждѳ, нежѳли онъ освятится, мы называемъ хлѣбомъ; когда
же божѳственная благодать освятитъ его чрезъ посредство священника, то онъ ужѳ нѳ называется хлѣбомъ, но достойно называется тѣломъ Господвимъ, хотя ѳстество хлѣба въ немъ
остается,—и нѳ двумя тѣлами, но однимъ тѣлонъ Сына мы называѳмъ ѳго,
„такъ и здѣсь, по внѣдреніи божественнаго естѳства въ тѣло,
то и другое вмѣстѣ составили одного Сына, одно лицо, при нераздѣльности въ то же врѳмя нѳслитно познаваѳмое—не въ
одномъ тодько ѳстѳствѣ, но въ двухъ совершѳнвыхъ. Въ противномъ случаѣ, ѳсди бы допускать одно естество, можно ди бы
быдо говорить ο неслитности? Можно ли бы было говорить 0 нѳраздѣльности? Возможна ди была бы тогда рѣчь ο самоігь единѳніи? Одаону и тону же естеству съ самимъ собою ни соеди- .
шггься, ни сливаться, ни раздѣляться—нѳвозможно. Какой жѳ 759
адъ изрыгвулъ учѳніѳ, что во Христѣ одно естѳство? Или, удерживая божественноѳ естѳство, они отвѳргаютъ чѳловѣческое,—слѣдовательно, отвѳргаютъ наше спасѳніѳ; или удерживая чеЛовѣческов встѳство, отвѳргаютъ божѳствѳнное: пусть же они скажутъ
намъ тѳпѳрь, какое ѳстѳство потеряло свон свойства? Бсли ещѳ
есть рѣчь ο ѳдинеяіи, то необходимо должно допускать уже и
особѳнности, которыя подлежатъ ѳдинѳнію: иначе вто—не ѳдинѳніѳ, но слитіѳ и исчезновѳніѳ ѳстествъ". Но, укдоняясь отъ
отвѣта на вопросъ, они сворачиваютъ тотчасъ на нѣчто другоѳ, что на вопросъ прямо нѳ отвѣчаеть, и произносятъ нѳпослѣдоватѳльное положеніе: Богъ пострадалъ и нѳ пострадалъ.
Бсди ихъ спросить: какимъ же это образомъ?—они ссылаются на
нѳпостижимость и отвѣчаютъ: какъ восхотѣлъ. Α ο Христѣ павдть ихъ не вспокинаѳтъ! Будучи такимъ образомъ посрамлѳны въ
этот>, ови говорятъ 8атѣнъ: да, Христосъ не есть только Богъ,
а и человѣвъ; однако потомъ, „опять пѳрескакивая на другое,
говорятъ: но посдѣ ѳдиненія нѳ должяо говорить ο двухъ ѳстѳствах^. ПоАми жѳ ты схыслъ втого слова. Ты сказалъ: единеніе?
Α ѳдинѳніѳ одного естества (безъ другого) нѳ мыслимо" ) , какъ
9

2

) Говорнтся противъ синусіастовъ, которые, какъ это видпо пзъ твор е я і і Аоааасія Ведикаго, Грягорія Вогослова, Еігафанія и друг., учили, что
до жвденія своего ва аемлѣ Христосъ нмѣлъ плоть небѳсвую, предвѣчвую,
сосущвую (fwo«eti»)Uvi)v) в дааее ѳдввосущную Вожеству, въ воторой в явидся.
*) Ивъ оочнвевія преп. Іоміпв Двмаскнва противъ яковвтовъ.
,