Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
014 TtfOFKUUl СВ. ІОАННА ЗДАТОУОТАЮ. Нечестивыя ученія всегда оказываютъ вредное вліяніе на людей
неповинныхъ, которые подобно намъ живутъ въ простотѣ. Эта
книга принадлежитъ учителю ихъ Аполлинарію; ты пріобрѣлъ
ее себѣ, и дурно сдѣлалъ. Помня, впрочемъ, прежнее житье съ
нами твоей честности и видя изъ письма любви твоей, что ты,
увлекшись ихъ безуміемъ, впалъ въ заблужденіе не только каса¬
тельно таинства домостроительства, но даже и касательно общно¬
сти именъ, мы рѣшились теперь, при Божіемъ содѣйствіи нашей
немощи, представить тебѣ ясное изложеніе ученія объ этомъ—
въ обличеніе неправаго мнѣнія тѣхъ, кто доставилъ тебѣ ере¬
тическую книгу, и въ исправленіе твоей честности. ' Итакъ, возлюбленнѣйшій мой, когда ты называешь (Іисуса Христа) Богомъ, то исповѣдуешь въ Немъ то, что по естеству
своему есть просто, несложно, неизмѣняемо, невидимо, безсмертно,
неописуемо, непостижимо, и тому подобное. А называя Его чело¬
вѣкомъ, ты обозначаешь въ Немъ то, что свойственно естеству
немощному: Его алчбу, жажду, слезы надъ Лазаремъ, страхъ,
пролитіе пота, и тому подобное, чего божество чуждо. „Когда же ты называешь Его Христомъ, то выражаешь вмѣ¬
стѣ и то и другое въ Немъ: поэтому Христосъ можетъ быть на- 768 зываемъ и страстнымъ и безстрастнымъ, — страстнымъ по плоти,
безстрастнымъ по божеству. То же самое, что о Христѣ, можетъ
быть сказано о Сынѣ, объ Іисусѣ, о Господѣ, — такъ какъ всѣ эта
имена суть общія и выражаютъ собою оба естества", совмѣщеніе
которыхъ подъ ними и вводитъ еретиковъ въ заблужденіе, какъ
скоро они имя Христосъ принимаютъ вмѣсто общаго за собствен¬
ное. Однако эти только общія имена и должно употреблять, когда
исповѣдуешь таинство домостроительства. Въ самомъ дѣлѣ, если
ты скажешь, что пострадалъ въ какомъ-либо смыслѣ Богъ, то
скажешь невозможное, — скажешь богохульство и уклонишься въ
нечестіе манихейства и другихъ подобныхъ ересей; если же опять
скажешь, что пострадалъ человѣкъ, то будетъ явно, что у тебя
храмъ плоти—храмъ пустой. Безъ обитающаго же храмъ не мо¬
жетъ и назваться храмомъ, такъ какъ тогда онъ уже и не есть
храмъ. Но, можетъ быть, скажутъ: какимъ же образомъ Господь
сказалъ: нынѣ же ищете Мене убиты, человѣка, изюе истину вамъ
глаголахъ, юже елышахъ отъ Бога (Іоанн. ѵш, 40)? Вѣрное н со¬
вершенно точное выраженіе: отъ обитающаго въ Немъ боже¬
ства Онъ не пересталъ быть человѣкомъ и, желая указать есте¬
ство, подверженное страданію, употребилъ имя — человѣкъ, такъ
какъ Христосъ есть и Богъ и человѣкъ,—Богъ по безстрастію,
человѣкъ по страстности. Одинъ Сынъ, одинъ Господь,—безъ со¬
мнѣнія, одинъ и тотъ же Онъ, обладая въ соединенныхъ есте- і