Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
810

ІШСЬМА ПРКСВИТЕРА КОНСТАВЦІЯ.

ііі. Его же письмо къ преовитерамъ Валерію и Діофаиту ).
1

Если бы я даже не пйсалъ къ вамъ, во всякокъ олучаѣ
вамъ слѣдовало писать ко мнѣ: таковъ заковъ любви; любяшДе не
допускаютъ превзойти себя, но всѳгда стараются стать выше любимыхъ въ избыткѣ любви. Но я писалъ къ вамъ и разъ, и два;
а вы при всемъ тонъ нѳ удостоиваѳтѳ нѳня свовхъ писемъ и храннтѳ такъ упорно молчаніе въ отношевіи къ человѣку, котороѵу
хотѣлось бы получать ихъ отъ васъ въ нѳсмѣтномъ количествѣ.
Говорю это не въ осуждевіе васъ, — я не забылъ до такой степени своѳй мѣрки, — но по чувству боли и унынія. Чѣмъ нетерііѣливѣе жду вашихъ писемъ, тѣмъ мнѣ больнѣѳ, что вхъ все
пѣтъ. Неужели, думаете, мы мало нуждаемся въ утѣшевіи, разлучившись съ натерью и сестрою, разставшись съ родивой, потерявъ возножность видѣться съ многочисленнымъ кругомъ своихъ
зпакомыхъ, живя въ пустынѣ страпшѣе всѣхъ пустынь и въ постоянной опасности со стороны исаврійцѳвъ? Но не говорю ο
своемъ личнонъ положеніи. Ежѳдневно слышишь, что и обществѳнныя бѣдствія разростаются по всѳленной всѳ болѣе и болѣе
іі съ каждшгь днемъ уведичиваются въ своихъ размѣрахъ, грозя
какимъ-то страпшымъ крушенівмъ. Если бы возможно было мнѣ
выразить словомъ весь гнетъ подавляющаго меня увывія, то, и
бозъ моихъ рѣчѳй, вы раскаялись бы тогда сами въ своемъ молчаніи. Кронѣ того прискорбно, что вы поступаетѳ такъ со мяою,
не имѣя даже возможвости сослаться на ведостатокъ случасвъ
для пересылки писонъ. Это значитъ... но я не хочу сказать ничего пепріятнаго и прѳдоставляю вамъ самимъ лучше знать, значитъ ли это или нѣтъ,—полное ваше пренебреженіе и презрѣніе
къ намъ. Я и нѳ жалуюсь на это,—пренебрегаѳте ли вы мдой, нли
презираетѳ наше вичтожество,—я прошу только вашѳ богочестіо,
какъ бы вы на мѳня ни смотрѣли, утѣшить меня вашими многоутѣшительными пославіями. Постоявно прибываюгь къ намъ то
одинъ, то другой, какъ и теперь — господинъ мой, чѳстнѣйшій
братъ Ливаній, а вы все но удостоиваете васъ своихъ писемъ.
По лрибавляйте же, умоляю васъ, къ моѳму уяынію новаго унынія. Впрочѳмъ, если и послѣ этого пясьма вамъ не угодно будотъ паписать къ вамъ, по нежеланію ли ваять на сѳбя такоА
трудъ или по равводушію, мы и тогда не перестанемъ къ вамъ
писать и въ своихъ ішсьиахъ жаловаться и сѣтовать на ваше
молчавіе. На это уже паша воля. Намъ и это будеть нѣсколько
') Изъ Кукуза иъ 404иъ году.