Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
806

ТВОРКШЯ СВ. 10AHIU ЗЛАТОУСТАГО.

судную н пелѣпѣИшую суиатоху и въ то же время употребивъ всѣ
мѣры и принявъ съ своей стороны всѣ средства, чтобы доставить памъ бвзопасность. Прославляя тѳбя за это прѳдъ всѣми и
вездѣ, гдѣ бы мы ни быди, приносимъ тебѣ, достопочтеннѣйшШ
мой господинъ, глубокую бдагодарность за такое попечѳвіе. Но,
742 чтобы намъ нѳ только подьзоваться любовью твоею, но и
радоваться извѣстіямн отъ тебя ο твоѳмъ здоровьѣ, — сдѣдай
иамъ и вту милость. Нѳ смотря на ясизнь въ чужой зеилѣ, ны
не лишюсся еще радости и утѣшенія, если будемъ отъ твоей достопочтѳнности получать письма съ этими извѣстіями.

ПИСЬМА ПРЕСВИТЕРА КОНСТАНЦІЯ.
і. Письмо къ иатери ) .
L

741

Убѣясдать снва, чтобы онъ, когда того требуетъ надобность,
бѣжалъ изъ своего дома, кротко встрѣтить раздуку съ нимъ и
даже неоднократно благодарить ѳго за отъѣздъ — все это свойственно тодько натѳри истинно нѣжной и чадодюбивой. Ты побѣдила силу природы, повелѣвъ нанъ промѣнять городъ на пустыню, безопасность на страхъ отъ исаврійцѳвъ, жизнь съ вами
иа разлуку, чтобы толысо не быть намъ вынужденнымн поступить
противъ долга. Приносимъ тебѣ глубокую бдагодарность не эа то,
' что родола, но за то, что такъ воспитываѳшь насъ, будучи вхатерью,
какою быть должно,—тогда какъ другія, уступая слабости и стараясь
объ удержаніи при себѣ дѣтей болѣѳ, нежвли объ ихъ иетинномъ
благѣ, справедливо могутъ быть названы не матерями, а дѣтог
убійцами. Но какъ въ настоящемъ сдучаѣ ты показада сѳбя мужествѳяною и болѣѳ твердою, чѣмъ сакоѳ желѣзо, прѳдугртовивъ
сѳбѣ такимъ иастроеніемъ души нѳизрѳченную иаграду отъ человѣколюбиваго Бога,—такъ, просимъ и умодяѳагь тебя, н во всѣхъ
другихъ случаяхъ держись того жѳ любомудрія и будь убѣждѳна, что одно только есть нѳсчастіе — грѣхъ, все жѳ прочее,
власть слава, честь людская—одинъ миѳъ. Путь, вѳдущій къ
9

*) Настоящее и четыре сдѣдующвхъ пвсьма аитіохійскаго пресваѵѳр*
Констапція сохранвлвсь вмѣстЬ съ пвсьмамл св. Іоаява Ззатоуста. С і у ж а отчасти доподневіеігь въ всточвжкамъ свѣдѣвій.о жвавв святнтѳля въ вагваяід,
овя во всѣхъ вэдавіяхъ ааннмаютъ мѣсто ва ряду съ собохвеявымж его пмсьиамп; а потому η шд оставляѳігь аа плмв это мѣсто въ своѳмъ жаданіж.