Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТШСЬМА. КЪ

РАЗІІЫМЪ

ЛИЦАМЪ.

803

такъ подагались на тебя и полъзовались твоимъ, какъ своею собствѳнностію, то пришли инѣ это тогда, когда я папишу. Выражая желаніѳ, чтобы вто быдо прислано ннѣ тогда, когда я захочу,
а не тогда, когда мнѣ не нужно, я даю тебѣ такимъ образомъ очевиднѣйшѳѳ доказатѳльство, что снотрю на это именно» какъ на ?зэ
свою собственность. Покажи же и теперь свою искрѳннюю любовь
и свое уважѳніѳ къ намъ: уступи намъ въ этомъ и пришли
поскорѣѳ письмо съ иавѣстіемъ, что вто тебѣ не было прискорбно.
Въ противномъ сдучаѣ ты повѳргнешь насъ въ безпрѳрывную заботу, и мы постоянно будѳмъ думать, нѳ опечалили ли какъ-вибудь тебя, потону что ны высоко дорожииъ твоею любовью и спокойствіѳмъ твоегб благородства. Долго мы извинялись; увѣдоми
жѳ, какъ ты приняла нашѳ извиненіѳ. Надобно знать твоѳй мѣрности, что въ отношѳніи къ другимъ лицамъ, дѣлавшимъ наиъ
такія жѳ присылки и такжѳ вѳсьна искрѳнно къ намъ расположѳнвымъ, намъ вовсе нѳ было нужды прибѣгать къ извииеніямъ
и довольво было просто отосдать назадъ присланное иив; предъ
твоею жѳ честностію мы извиняѳмся, приносимъ просьбу не
оскорбдятьея на насъ и будѳмъ постоянно повторять эту просьбу
до тѣхъ поръ, пока ты нѳ увѣдомшпь насъ, что не оскорбляешься
цисколько. Когда ны подучимъ такое увѣдомлѳніе, то оно будетъ
для наеъ вдвое, втрое, во много разъ дорожѳ того, что тепѳрь
быдо прислано, потому что ѳто будетъ самымъ очѳвидвымъ свидѣтельствомъ того уваженія и почтѳнія, которое ты къ намъ
имѣешь.

220. Къ (епископу) антіохійскому ) .
]

Слѣдовало бы вашему благоговѣвію не измѣнять свон мысли
по тому, что наговорятъ другіѳ, а во множѳствѣ лжи со всею
осмотрительностію разслѣдывать истину. Бсли всѣ сплетпи ты
будѳшь привинать за правду, то каждый испугается; если же
темдое будетъ изслѣдуемо судомъ и по законамъ, то я охотво
То есть, къ прѳѳмпнку св. Фдавіана, Порфирію, епискооу аитіохіііскому, который былъ въ чвслѣ непрвмврвмыхъвраговъ св. Іоаіша Златоуста.
Основываясь на слогѣ рѣчи и судя по самому содершанію этого плсыса. Твльмовгь думаеть, что ово првваддевсвть не св. Іоапву Златоусту, а просввтору
автіохіМсвоѣіу Констаицію, которому пршадаежать пвоьма, помѣщаоыыя пнжо,
и который, будучв вывуждевъ Порфвріемъ оставить Антіохію, доброволыю раздѣдядъ съ св. Іоаивомъ Златоустомъ его взгыаиническую жизпъ. Мпѣпіе это
пе дяшево нѣкоторой вѣроятвоств, тѣмъ болѣѳ, что и другіа пвсьма Коцстандія. сохравжлись тавже между пвсьмамв св. Іоаппа Златоуста.
ТВОРКІІТЯ С В . ІОАІІПА 8ЛАТОТСТАГО.

62