Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПЖСЬМА КЬ РАЗННМЪ ЛЦАЛЪ.

801

217. Къ епископу Емндію.
Весьма благодаренъ я любезнѣйшѳму господину моѳму Ливанію за то, что онъ оставидъ свой домъ, прибылъ сюда и тѳперь опять отправляегся къ твоему благоговѣнш, за что особенно бдагодарю его. Мнѣ всего дорожѳ, чтобы ты со стороны
всѣхъ пользовался всецѣлымъ почтеніѳмъ и уваженіемъ,—не
потому, чтобы это тебѣ самому было нужно, но потому, что это
полезно ддя блага цѳрквей, какъ застигнутыгь бурѳю, такъ и не
исшлывающигь ея. Прими же ѳго благоскдонно, честнѣйшій
и боголюбезнѣйшій мой владыко, и, разуанавъ отъ нѳго подробно
все, какъ ο дѣлахъ въ Антіохіи, такъ и ο нашемъ пололсеніи
(такь вакъ онъ можетъ разсказать тебѣ и объ этомъ, не долго
съ намн пробывши, но видѣвши, какъ мы живемъ), отпусти его
обратно радостнымъ и вѳселымъ. Онъ преданъ твоему богочестію,
но горячо любитъ н насъ. Передай, пажалуйста, отъ насъ привѣтъ дюбеавѣйшему и чествѣйшѳісу вдадывѣ моѳму, пресвитѳру Асишфитію, съ его любезвѣйшими дѣтыш, н всену твоему
кдиру, которому въ короткое время внушилъ ты свою любовь къ
намъ. Намъ не безъизвѣстно, до какой степени всѣ члены его
дюбять насъ и готовы все для насъ сдѣлать н всѣмъ ііожертвовать. Α все это — дѣдо твоего богочестія.

218. Къ Адодіи.
Часто мы пишеиъ къ твоему благоговѣнію. Но намъ мало
этого часто, — намъ хогЬдось бы писать въ тебѣ ежедневно: ты
знаешь, въ какой степени расположены мы къ твоей мѣрности.
Α кавъ это невозможно, то съ чувствомъ живѣйшаго удовольствія ш і посылаемъ тѳбѣ свое привѣтствіѳ всякій разъ, какъ
тодько представляется возможность, выражая вь то же время 7зь
жеданіе постоянно и вепрерывно имѣть извѣстія ο твоемъ здоровьѣ и бдагодушіи. Прошу же тебя: зная, какоѳ ты доставляешь
намъ удовольствіѳ, когда увѣдомляешь васъ объ втомъ, — пожалуАста, сдѣдай это одолженіе, пиши къ намъ объ этомъ постоянно. Напримѣръ, въ настоящій разь намъ очень прискорбно,
чго, когда собиредея оть васъ ѣхать сюда чѳстнѣйшШ госнодинъ мой Ливавій, чедовѣкь, тагь сказать, всѣмъ извѣстный и
пользующійс:* нашею дюбовью, ты ие написада съ нимъ къ намъ
письма, ве шая, вѣроятно, ο его отьѣздѣ; ио это-то намъ и