Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
792

ТВОРІШЯ GB. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

204. Нъ Валентину *).
731

Я знаю твое щедролюбіѳ, твою горячую любовь къ вспоможенію бѣднымъ и живоѳ усѳрдіе, съ какимъ ты всегда готовъ
жертвовать для этого добраго дѣла и по которому не только оказнваешь пособіе, но дѣлаешь это съ удовольствіемъ, уготовляя
собѣ такимъ образомъ двойпой, блистатѳльнѣйшій, вѣнецъ человѣколюбія, ісакъ щедростію подаяній, такъ и настроеніѳмъ мысли,
отъ котораго ироисходитъ эта щедрость. Получивъ въ настоящее
время отъ чѳстнѣйшаго пресвитера Домѳціана, которому поручоно попѳчепіе ο тамошпихъ вдовахъ и дѣвственпицахъ, увѣдомленіс, что оііѣ терпятъ почти голодъ, мы прибѣгаѳмъ поэтому въ
твои объятія, какъ въ прттстань, въ падеждѣ, что ты положюпь
копсцъ крушеиію па этомъ морѣ голода. Итакъ, молю тебя, и молю
усердно: пожалуйста, позови къ себѣ упомяпутаго пресвитѳра и
помоги имъ, сколько возможно. Милостыня, которую ты окажешь
теперь, тѣмъ болѣо заслуживаетъ награды въ сравяенін съ милостьшсю, оказываемою при другихъ обстоятельствахъ, чѣмъ жесточе буря и невзгода, которымъ подвержены въ настоящее время
нуждающіеся въ ней, не пользуясь обыкновеыпымъ источннкомъ
вспоможѳнія. Взявъ во вниианіс такішъ образомъ спасительность
этого дѣла вообще и особенную заслугу его въ частности теперь
вслѣдствіе особенности обстоятельствъ, поясалуйста, сдѣлай, что
можешь. Нѣтъ надобііости болѣе говорить, обращаясь къ человѣку столь человѣколгобивому и добросердѳчному, какъ ты. Тѳбѣ
извѣстно, впрочемъ, что ты ещѳ намъ должѳнъ по уплатѣ спортулъ ) ; по мы уже прощаемъ тебѣ этотъ долгъ въ пользу тѣхъ
бѣдныхъ. Да, пожалуйста, напиши намъ, соблаговолилъ ли ты
а

Изъ Кукуза въ 404-мъ, или 406-мъ году.
) Фронтолъ Дювъ дѣлаетъ слѣдующеѳ замѣчаніо касателъно этоію слова.
Ι.-όρτουλα — слово латилскоѳ, аначвтъ собственпо: куэововъ, лукоппсо, пли пдѳтеная изъ гибкихъ прутьевъ корзипка, въ какихъ римлянѳ въ дрѳввости пряталп свои дспьги. Впослѣдствіи спортулой стали пазывать порціи купіанья,
котория (in sportcllis) въ корзилкахъ отпускались, вігі.сто настоящаго обѣда,
кліоитаыъ. Далѣе, съ тсченіѳмъ времепй, этимъ словомъ стали обоэначать всякаго рода жаловаоье, выдачи въ вндахъ вспоможѳнія, дѳиѳяшое воаваграждевіѳ за труды, какъ напримѣръ: возпаграждевіе, вмѣсто всадовавья по аакону,
получавшеѳся оть сопрвкосвовѳввыхъ лвцъ судьямв за рааборъ тяасебвыхъ
дѣлъ, в проч. Наковѳцъ, въписьмахъ св. Кипріапа кароагѳпскаго спортуламн
лазывается содержаніѳ, получавшѳеся прѳсвитѳрами и вообщѳ всѣми члѳнаіга
клвра, подобно тому, катсъ лѳввты въ ветхомъ зав+.тѣ получалв десятвтш плодовъ отъ варода, Подоблоѳ злачепіе должво пмѣть зто слово в въ ластоящеігь
случаѣ, въ лисьмѣ св. Іоапиа Улатоуста.
2