Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БІСѢДА 0 ТОМЪ, ЧТО ЧТЕНІЕ СВ. ПИСАНІЙ П0ЛЕ8Н0.

75

Видишь ли обширность рая, распростертаго до предѣловъ вселенной? Здѣсь нѣтъ зігія; этомѣсто свободно отъ дикихъ звѣрей,
π ограждается благодатію Духа. Этотъ рай, какъ тотъ. имѣвть и
источникъ,—источникъ, изъ котораго вытекаеть множество рѣкъ,
а не чѳтыре. Не Тигръ, не Евфратъ, нѳ египетскій Нилъ, и не
ішдійскій Гангъ, но безчисленное ішожество рѣкъ изливаетъ этотъ
источникъ. Кто говоритъ это? Самъ Богь, даровавшій намъ такія
рѣки. Вгьруяй въ Мя, говоритъ Онъ, яко же рече Писаніе, рѣки отъ
чрееа его иетекутъ еоды аюивы (Іоан. ѵп, 38). Видишь ли, какъ изъ
этого источника вытекаютъ не чѳтыре рѣки, а безчисленное множество ? И не по множеству рѣкъ толысо, но и по ѳстеству своему
удивителенъ этотъ источникъ, потому что въ немъ не потоки воды,
а дары Духа. Этотъ источникъ отдѣляется въ каждую душу вѣрующихъ, и не уменьшается; раздѣляется, и нѳ истощается; распредѣляѳтся, и не убавляется: во всѣхъ онъ находится всѳцѣло,
и въ каждомъ всецѣло. Таковы дары Духа. Хочешь ли узнать
свойство этихъ водъ, какъ они не похожи на тѣ, но гораздо лучшѳ
н удивительнѣе тѣхъ? Послушай опять самого Христа, бесѣдующаго съ самарявкою, чтобы тебѣ узнать обиліе этого источника. Вода говоригь Онъ, юже Азъ дамъ трующему, будетъ еъ пемъ
источникъ еоды текущія въ животъ ѳѣчный (Іоан. ΊΥ, 14). Не сказалъ: еыходящей] не сказалъ: излиеающейся; но: шекущей (άλλομένου) —
указывая намъ потоками на ея изобиліе. Ключевыя воды обыкновенно исторгаются и вытекаютъ отвсюду, гдѣ источники не могутъ
удержать ихъ въ своихъ нѣдрахъ, но будучи прѳодолѣваемы непрестаннымъ притокомъ, извергаютъ ихъ отвсюду. Поэтому, желая
показать обиліѳ потоковъ, Онъ сказалъ: шекущія, а не: выходящей.
Хочешь ли узнать и свойство ея? Узнай изъ ея употребленія: она
подезна не для жизни настоящей, но для живни вѣчной. Будемъ
же пребывать въ этомъ раю, будемъ сидѣть при этомъ источникѣ,
чтобы намъ не потерпѣть того же, что потерпѣлъ Адамъ, и нѳ
лишиться рая; не будемъ принимать пагубнаго совѣта, не допустикъ къ себѣ оболыцешя отъ діавола; будемъ пребывать внутри,
потому что здѣсь великая безопасность,—будемъ пребыватьвъ чтеніи
Писаній. Какъ сидящіе при источникѣ, наслаждающіеся его прохладою, и при наступлевіи жара часто погружающіе въ него
лице свое устраняютъ удушливый жаръ потоками, и, если безпокоитъ ихъ жажда, легко облегчаютъ мученіѳ, имѣя врачество
вблизи въ источникѣ, такъ и находящійся при источникѣ божествевныхъ Писаній, если почувствуеть безпокоющШ его пламень
непристойной похоти, легко потушитъ пламень, погрузивъ душу
въ эти воды; и если будетъ безпокоить его горячій гнѣвъ, воспламеняя сѳрдце, какъ поджигаемый котелъ, то, покропивъ немного
у