Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
786

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

обхожденіе вы испытываете, и потому особенно ублажаю васъ,
имѣя въ виду тѣ награды, воздаянія и вѣнцы, которые ожидаютъ
васъ за это. Какъ строющіе вамъ козни и безпокоющіе васъ подвергаютъ сѳбя тяжкому осужденію и навлекаютъ на свою голову
огонь геоннскій, такъ вы, претерпѣвъ это, сподобитесь великаго
возмездія, великаго вознаграждснія. Н ѳ смущайтесь же и не
тревожьтесь позтому, — папротивъ, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися въ его словахъ:
пипѣ радуюся во етрадапіяхъ моихъ (Колосс. і, 24), илп ѳще: не
точію же по и хвалимся въ скорбѣосъ, вѣдяще, яко скорбь терпѣніе
содѣловаетъ, терпѣпіе же искусство (Рим. ѵ, 3, 4). Сдѣлавшнсь
9

такішъ образомъ искушеннѣАшими и іюстсііѳпно богатѣя богатствомъ небеснымъ, радуПтесь тѣмъ болѣе, чѣмъ жесточе будутъ
ваши страдапія, если вамъ придется испытать сще болѣе сильное гоненіе. Пе достойныδο страети нынѣшняго времене къ хотящей славіъ яѳитися въ наеъ (Рим. ѵпі, 18). Намъ но безъпзвѣстно,

сколько вы іюказали терпѣкія, мужества, твердостіг, пскренияго
шеііся готаіпт, прочяталт* былл по-готстпт чтепія пзъ Апостола π Еваіігелія и
готскій прѳсвиторъ сказалъ ла СВООІІЪ ирпродвомъ язмкѣ бесѣду, водпо, какъ
бллзко было это дѣдо дупіѣ вѳликаго святптеля. Нѣкоторнѳ лзъ прпготовлеплыхъ
пмъ мяссіоверовъ, иадобво думать, пріобрѣдп уже свовіш трудамв лавѣстаость
можду готамв и значёиіе въ готской цѳрквв. Мсжду тѣмъ св. Іоалоъ Златоустъ
былъ осуждепъ цѳрковпымъ судомъ π низложѳпъ. Отлученіеп осужделіе его должпо бмло бтдть призиано в готскою цсрковію, объ утворждепів которой овъ такъ
отѳчески заботялся; гЬмъ болѣе, что готскіѳ мяссіоверы, болѣе или мѳттѣе долясѳвствовавшіе состоять подь вѣдѣніѳмъ ко пстаптииопол ьскаго епвскопа, должвы
былв, слѣдоватѳльпо, дѣйствовать по указапіяігь ѳпископа Арсакія, преемнвва
св. Іоанна Златоуста. Но это отлучоыіе протипъ святптеля въ цѳрквахъ, пмъ
освоваліпдхъ, л между христіанами, пмъ обращѳшшмп въ вѣрѣ, очевидло,
могло провзвесті» соблазвъ π повродить распрострапенію православія между
готамп. Првскорбнѣо всѳго было то, что орудіемъ къ лсполпонію этого грустпаго дѣла доляшы быдн лрслуяшть тѣ самыя ллца, взвѣстлыя уже готскоп
церквв, котормя свовмъ образованіѳмъ обязаиы бідлл лезаконво отлучевліоыу
архвпастырю. Бъ жизнеописапіи св. Іоаппа Златоуста Палладій упомилаеть
ο Марсѣ, вдовѣ Промота, въ чвслѣ лвцъ враждѳбныхъ святлтѳдю. Очоиь вѣроятяо, что готскіе мопахи ішссіолѳры (οί еѵτοις Προ^ώτου) имѣли свой мопастирь па оя зѳмлѣ, пля какія-пибудь угодья въ ея лмѣпів, н что владѣтедьпица, ло павѣту друглхъ, ллв даше по вастоялію властен, согласвому съ ея
собствевпымв чувствамв, дѣлала вмъ разиаго рода притвспенія за нхъ прнвѳржѳниосп, къ св. Іоалву Златоусту, съ цѣліго побудвть вхъ отправвться въ
готаыъ прожде *всѳго, копѳчпо, дпя продолжѳпія своеіі мпссіопѳрскоЙ дѣятѳлъпости, по лмѣств и для того, чтобм оффпціальпо огласить тьігь отлучѳніѳ
ихъ просвѣтителя. П о крайнен мѣрѣ, лрлпвѵая такого рода сближеггіѳ выше
взложѳпвыхъ отрывочпыхъ историчѳскихъ указаиій, можпо ясво опредѣлвтъ
смыслъ нѳдоговорѳнныхъ выражѳній, какъ въ этомъ, тавъ и въ предшествующѳиъ висьмѣ.