Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТТИСЬМА КЪ РЛЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

783

гибнущія и погубляющія ихъ, и перенося при томъ долговременную разлуку съ своимъ домомъ, женою, дѣтьми π всѣші родными, то гдѣ положить предѣлъ радости тому богатству, тому
безцѣнпому сокровищу, котороѳ ежедневно собираешь ты одвимъ
своимъ пребывавіемъ тамъ? Говорю это не изъ лѳстн тебѣ,—
здѣсь, заочно, тоже самоо всѣ слышатъ отъ мейя, — но по чувству живѣНшаго удовольствія, по чувству радостн, въ одушевлевіи отъ восторга. Ііъ самомъ дѣлѣ, тебѣ достаточно толькопоказаться, чтобы обратить тамъ многихъ на правый путь, укрѣпить, поощрить, сплотить въ одно цѣлос. Ты —настоящій моП
полководецъ; я знаю твоп доблестііые иодвиги тамъ, твою ревность, бдительиость, хлопоты, душевнуютревогу, поустрашимость,
свободу, съ какою ты возставалъ дажс цротивъ ешіскоиовъ, когда
того требовалп обстоятельства, съ надлеясаіцею, конечно, сдерясанностію. I I прсждс я высоко цѣнилъ тсбя за зто, но сще гораздо
выше ставлю въ настоящес врсмя, когда, не имѣя ни одного помощпнка себѣ тамъ, — такъ какъ одни бѣясали, другихъ прогяаліг, третьп скрываются, — ты одинъ стоишь теперь во главѣ
строя, украшая собою его чело, и не только но даешь никому перебѣжать па другую сторову, во дажѳ нзъ рядовъ протпвниковъ
сжедневио пріівлекаѳшь кого-шібудь въ ряды твоей мѣрностіг.
Но это еще пе всо. Не мснѣе этого лзумляѳтъ мепя то, что, псизмѣнно оставаясь на одпомъ мѣстѣ, ты простираешь въ то жо
врсмя свою заботливость па всю вселенную, ва дѣла въ Палестинѣ, въ Финикіи, въ Киликіи, діиіа которой, впрочемъ, требуютъ
съ твоей стороны особеннаго нопечѳвія. Палестпвяне и (J)iiникійцы, какъ я вѣрпо узналъ, не приняли поспаннаго туда
нашими противнігками и даже не удостоилп его отвѣта, по згскій,
какъ я слышалъ, и тарсійскій (еиископы) на ихъ сторонѣ, и каставальскій ) писалъ сюда одному изъ нашихъ друзей, что константинопольцы принуждаютъ ихъ ) принять участіе въ своемъ
бѳззаконіп, по что ови пока противятся. Надобно, слѣдоватѳльно,
тебѣ особенно постараться, особепяо позаботііться, чтобы и вту
часть привесть въ иорядокъ, — и написать къ своему двоюродному брату, владыкѣ моему, господииу епископу Ѳеодору. Что касаотся Фаретрія, горько п крайнѳ пртіскорбно: пря всеиъ томъ, такъ
какъ пресвитеры его но сюдятся съ нашими противниками, какъ
ты иишешь, и не рѣшаются имѣть съ пими общеніе, говоря по
краПней мѣрѣ, что держатся еще пашеП сторопи, то ты не со1

3

) То ость, еппскопъ городп Касіакалі.^ іірпиадложаишаго также, каш.
города Эги π Тарсъ, къ Кшпікіііскоіі пропниціп.
*) То есть, каставальскукі епнскопію, — кастаяаньцевъ.
ι