Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫІГЬ ЛИЦАМЪ.

779

потокъ рѣчной и что тѣхъ только можво назвать * окончательно
блажѳнпыми, кто съ доброю надеждою оставилъ эту жизвь. Они
отходятъ нѳ къ смерти, но отъ подвиговъ — къ наградамъ, отъ
борьбы—къ вѣнцамъ, отъ взволнованнаго моря — къ необуревае-.
мой пристапи. Утѣшь же себя этою мыслію, какъ и мы, такжѳ
глубоко скорбя, находнмъ величайшее облегчевіе своей скорби 722
въ добродѣтеляхъ этого муяса, въ которыхъ, конечно, и для тебя
самого заключается величайшее утѣшевіе. Еслтт бы, въ самомъ
дѣлѣ, отшедпгій былъ человѣкъ дурной и злой, то слѣдовало бы
сокрушаться и плакать ο его кончинѣ; но когда онъ былъ таковъ и жилъ такъ, какъ весь городъ знаѳтъ, достодолжно, честно,
всегда чтя правду, поступая во всемъ открыто, нѳзависимо, благородно, нѳ дорожа настоящимъ и чуждаясь житѳйскихъ попеченій, то надобно радоваться и веселіпъся, какъ за пѳго, такъ и
за твою достопочтенность, тому, что у тебя ѳсть теперь тамъ такой братъ и что онъ всѣ собранныя имъ въ течѳніе жпзниблага
помѣстилъ въ пеприкосновевной ужѳ сокровищницѣ. Нѳ отдавайся же, достопочтѳннѣйшій мой владыко, недостойнымъ тебя
помысдамъ и нѳ сокрушай себя псчалью; иокажи себя и теперь
и, пожалуйста, напнши намъ, что и наше письмо не осталось для
тѳбя совершенно безполезнымъ. Жішя въ такой дали, мы поставимъ себѣ тогда въ особевную честь то, что въ состояніи быліі
простынъ письмомъ нѳ мало умѣрить твое яастоящеѳ горе.

185. Къ Исихію
Что это? Такъ горячо ты насъ любишь (намъ извѣстно это,
потому что горячо любящШ не можѳтъ укрыться отъ любимаго),
и нѳ удостоишь насъ письма, — позволяешь себѣ молчаніомъ
покрывать свою любовь! Что за причипа? Не умѣю сказать; твоѳ
дѣло, прѳкративъ молчаніѳ, объясніггь и ѳго причину. Мы пѳрвыѳ пишѳмъ топерь къ твоѳму благородству, именно для того,
чтобы на будущеѳ время тебѣ нельзя было ссылаться на это въ
извивеніѳ. Пиши же къ намъ постояппо, многоуважаемый н благороднѣйшій владако, и исполвн нашс желавіс. Плѣнившись
одною молвою ο тебѣ и по одноіі молвѣ привязавшись къ твоему
бдагородству мы не въ состояніи уже затѣмъ ни сами молчать,
ни тебѣ дозволить молчаніе, и нн за что не оставимъ тебя въ
покоѣ до тѣхъ поръ, пока ты не станешь писать къ намъ часто
и постоявно, частою перѳпискою замѣняя вамъ удовольствіе лич<
наго твоего присутствія.