Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
76 ТВОРКНІЯ ОВ. ІОАННА МАТОГСТаГО. этой воды, онъ тотчасъ укротитъ безстыдную страсть; и отъ всѣхъ
порочныхъ помысловъ, какъ бы изъ среды пламени, избавляетъ
дущу чтеніе божественныхъ Писаній. 2. Поэтому и великій пророкъ Давидъ, зная польву отъ чтенія
Писаній, уподобляетъ того, кто постоянно внимаетъ Писаніямъ и
наслаждается бесѣдою съ нйми, растенію всегда цвѣтущему, сто¬
ящему при потокахъ водъ, когда говоритъ: блаженъ мужъ, иже
не иде на смятъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста, и на
сгьдалищи губителей не сѣдѣ, но въ законѣ Господни воля ею, и въ
законѣ Ею поучится день и нощь; и будетъ яко древо насажденное при
исходищахъ водъ (Псал. і, 1—3). Какъ дерево, посаженное при
источникахъ водъ, стоящее при самыхъ потокахъ получая посто¬
янное орошеніе, бываетъ безопасно отъ всякой неблагопріятной
погоды, не бо. я ни пламенныхъ лучей, не страшится ни сухаго
воздуха, потому что, имѣя внутри себя самого достаточную влаж¬
ность, скоро отражаетъ и отстраняетъ приступающій отвнѣ избы¬
токъ всякой солнеЧііой теплоты, такъ и душа, стоящая при пото¬
кахъ божественныхъ Писаній и постоянно напаяемая ими, собирая
въ самой себѣ эти струи и росу Духа, бываетъ безопасною отъ
всякихъ неблагопріятныхъ обстоятельствъ; хотя бы болѣзнь, хотя
бы порицаніе, хотя бы клевета, хотя бы злословіе, хотя бы на¬
смѣшки, хотя бы какая-нибудь лѣность, хотя бы всѣ бѣдствія
вселенной напали на такую душу, она легко отражаетъ пламень
страстей, находя достаточное утѣшеніе въ чтеніи Писаній. Под¬
линно, ни величіе славы, ни высота власти, ни присутствіе друзей,
и ничто другое изъ вещей человѣческихъ не можетъ утѣшать въ
скорби такъ, какъ чтеніе божественныхъ Писаній. Почему? По-
90 тому, что тѣ вещи тлѣнны и скоропрѳходящи,—почему и утѣ¬
шеніе отъ нихъ скоропреходящее,—а чтеніе Писаній есть собесѣ¬
дованіе съ Богомъ. Когда же Богъ .утѣшаетъ находящагося въ
скорби, то какое изъ настоящихъ обстоятельствъ можетъ поверг¬
нуть его въ уныніе? Итакъ, будемъ внимательно заниматься чтеніемъ, не два только
эти часа,—потому что для безопасности намъ недостаточно одного
простого слушанія,—но постоянно; и пришедши домой, каждый
пусть возмогъ въ руки Библію и вникаетъ въ смыслъ сказаннаго,
если онъ хочетъ получать постоянную и достаточную пользу отъ
Писанія. И то дерево, которое стоитъ при потокахъ, не два или
три часа сообщается съ водами, но каждый день и каждую ночь.
Потому это дерево и украшается листьями, потому и изобилуетъ
плодами,—хотя никто изъ людей не напаяетъ его,—что оно стоитъ
при потокахъ, привлекаетъ къ себѣ влагу корнями и какъ бы ка¬
кими-нибудь проходами передаетъ полезные соки всему своему