Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСѢДА Ο ДОБРОДѢТВЛЬНОЙ ЖИ8НИ.

71

бавить ѳго, но и внушить ѳму: ты увидишь большее богатство.
Сребра, говоритъ, и злата нѣсть у мене: но ежв имамъ, еіе ти
Ьаю: во имя Іисуса Хриета воетани и ходи (Дѣян. ш, β). Видшпь ли

бѣдвость и богатство: бѣдность въ деньгахъ и богатство 8Г>
въ дарованіяхъ? Онъ не избавилъ отъ нищеты. въ деньгахъ, но
исправилъ нищету естества.
Посмотри на кротость Петра. Воззри на пы. Онъ не сталъ укорять, не сталъ порицать, какъ часто дѣлаемъ мы съ приступающими къ намъ, упрекая ихъ въ лѣности. Развѣ это заповѣдано
тебѣ, человѣкъ? Богъ повелѣлъ тебѣ не упрекать въ лѣности, а
помогать бѣдности; не сдѣлалътѳбя обличителемъ нечестія, а поставилъ врачемъ нечестія; не для того, чтобы ты порицалъ безпечвость, но чтобы подавалъ руку лежащему; не для того, чтобы
ты осуждалъ образъ жизни, но чтобы утолялъ голодъ. Α мы поступаемъ напротивъ: нѳ думая утѣпшть приступающихъ къ намъ
подаяніемъ дѳвѳгъ, кы ѳще растравляемъ раны ихъ, осыпая ихъ
укорнзнами. Но (апостолъ) даже извиняется предъ бѣднымъ π говорить кротко, по словамъ Писанія: приклони безъ огорченія ухо
теое къ нищему, и отвѣщай ему мирная еъ кротости (Сирах. іѵ, 8).
Сребра и злата нѣсть у мене: по еже имамъ, сіе ти даю:ѳо гшя
Іисуса Христа востани и ходи. Здѣсь два обстоятельства: образъ

жнзни и чудо. Образъ жизші къ словахъ: сребра и злата пѣеть у
мене, потому что къ жизни относится—не ставить ни во что земные предмѳты, отвергнуть имущество, презрѣть настоящуго суетность; а чудо—возставить хромотч), исцѣлить поврежденные члены.
Итакъ, вотъ и образъ жизни и чудо. Посмотримъ же, за что Петръ
удостоивается похвалы. Что говорилъ онъ? То ли, Что онъ творилъ чудеса? Хотя и тогда онъ уже творилъ чудѳса, однако не говоридъ этого, а что? Семы остатосомъ ееяи еъ сяѣдъ Тебе кдохомъ (Матѳ.

хіх, 27).Видишь ли жизнь и чудо, но жизнь получающую вѣнецъ? Что
отвѣчалъХристосъ? Онъодобрилъ ипохвалилъ это. Глаголюѳамъ, сказалъ Онъ, яко вы, оставившіе домы свои и прочее,—не сказалъ: вы, восіфешавшіе мертвыхъ,—во: вы оетавиешіе гшугцеетѳо свое, сядете двоюу

надесяте преетолу; κ всякій, кто откажется отъ всего имущества
своего, удостоится этой чѳсти (Матѳ. хіх 28, 29). Ты не можешь
возставить хромого, какъ Петръ? Но ты можешь сказать подобно
ему: злата и еребра нѣсть у мене. Бсли скажешь это, то станешь

близко къ Петру, или—лучше—если не скажешь, но сдѣлаешь это»
Ты не можешь уврачѳвать сухуго руку? Но ты можешь свою руку
которая отъ безчеловѣчія сдѣлалась сухого, заставить протянуться
изъ человѣколюбія. Не буди, говоритъ Писаніѳ, рука твоя простерта
па езятіе, α на отданіе согбепа (Сирах. гѵ, 85). Видишь ли, что не

сухость, а безчѳловѣчіѳ сгибаетъ руку? Вшірями жѳ еѳ человѣко-