Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
710

ТВОРВПІЯ СВ. ІОАТПТА ЗЛАТОУСТАГО.

иемъ, провратилъ сго въ paft. Въ самомъ дѣлѣ, когда доходятъ
до иасъ вѣети ο твосіі великоН рсвпостп, ο твоеП искреігаоП и
іюрячой лтбви къ памъ (а отъ насъ ничто пе скрнвается, пс смотря на такую отдалсппость пашего мѣстонрѳбывапія), то, счіітая
благорасиоложепіе къ памъ TBoeil мѣрпостн велнчайшнмъ для
себя сокровиіцсмъ u пспзреченнымъ богатствомъ, мы проникаемся
таісою радостію и почерпаемъ отсюда такос величайшее утѣшевіе,
что представляется, будто бы жпвемъ въ самомъ безопаспомъ ΓΌΜΑ родѣ. Еслп хочсшь такігмъ образомъ доставіпъ намъ ѳщѳ новое
удовольствіе, то, усердно прошу, удостоіі насъ своихъ ппсемъ и
увѣдомляП ο свосмъ здоровьѣ. Хотя ;*то π трудно по далыіостп
разстоянія и ио очень зпачительному отдалспію мѣсточка, въ которомъ мы ясивсмъ, отъ больиюй дороги, но для любящаго такъ,
какъ ты лтбишь, и неудобиос дѣлается удобпымъ. ІІодумаП,
сколько одолжишь тн пасъ, ссли будегаь часто писать къ памъ, u
доставь намъ зто счастьс. Иамъ очепь прпскорбпо, что, иославъ
тобѣ тѳпорь ужо два ппсьма, ми пс получили отъ твоей чѣрпости ОЛЦв ШІ ОДІЮГО.

132. Къ пресвитеру Николаю ) .
1

Хотѣлось бы гг мпѣ, іі очспь би хотѣлось увидѣться II обняться съ твоою мѣрпостію. Ты знаешь это и бсзъ пашего штсьма;
любя, ты ію самому ссбѣ можешь прозрѣвать желанія людеП,
искрснно любяіцнхъ. Но такъ какъ этого нельзя, то я дѣлаю, что
можпо: ппшу пока, посылаю тебѣ свои привѣтствія и настоятеіьно прошу тебя такжо чаще писать къ намъ и увѣдомлять ο
своемъ здоровьѣ. Сдѣлай же памъ это одолжѳніе. Хотя π не пужтто
долго просить тебя объ этомъ, однако мы всегда будемъ напомипать тебѣ па счетъ этого. Среди окружающей насъ пустыиности
іі сжсдневпыхъ ужасовъ, производимыхъ разбойническіши пападеніями, при болѣзпенномъ состояніи нашего здоровья и другихъ
прискорбиыхъ обстоятельствахъ нашего положснія, намъ слишкомъ
дорого и утѣшитсльпо знать ο васъ — друзьяхъ нашихъ, что вы
живы» здоровы и благополучны, хотя бы затѣмъ ты увѣдомлялъ
насъ ο тысячахъ ііевзгодъ. Но какъ же и какимъ образомъ?—
Такъ, что чѳловѣку мужественному, бодрому и пѳусыпному можно
благополучно плыть и сроди бурь житейскаго моря, тогда какъ
1

) В ъ 405-мъ пші 406-мъ году.