Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
70

ТВОРЕШЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

изреченіе Павла, въ которомъ говорится: быхъ іудеемъ яко іудей
(1 Кор. іх, 20). Они снисходять къ слабымъ, чтобы тѣ не
84 оставались слабыми. Α съ другой стороны тамъ собирался весь
городъ. Какъ искусные рыболовы ставятъ свои сѣти въ тѣгь
заливахъ рѣкъ, въ которыхъ собирается вся рыба, чтобы легче получить добычу, такъ точно и апостолы, эти духовные рыбари, спѣпшли къ тому заливу, гдѣ собирался весь городъ, чтобы тамъ
раскинуть сѣть Евангелія и легче получить добычу. Такъ поступали они, подражая Учителю, потому что иХристосъ говоритъ: по
вся дпи при васъ былъ въ церкви (Мат. х х п , 55). Для чего еъ церкви?

Чтобы обратить къ Себѣ находящихся въ церкви. Такъ и апостолы пошли какъ бы на молитву, а намѣревалнсь сѣять тамъ
ученіѳ. Во святилище на молитеу въ чаеъ дееятый. И часъ этотъ

былъ избранъ ими не напрасно. Я часто говорилъ вамъ, что въ
этотъ часъ отверстъ рай и разбойникъ вошелъ въ него, что въ
этотъ часъ уничтожено проклятіе, принѳсена жертва за вселенную,
разсѣянъ мракъ, возсіялъ свѣтъ и чувственный и духовный. Въ
чаеъ девятый. Когда другіе спятъ глубокимъ сномъ послѣ обѣда
и опьяненія, тогда они, трезвые и бодрые, пламенѣя велйкою ревностію, спѣшили на моліггву. Если же они имѣли нужду въ молитвѣ, въ молитвѣ столь напряженной, въ молитвѣ столь усердной, они, которые имѣли такое дерзновеніе предъ Богомъ, то что
будемъ дѣлать мы, страждущіе безчислевнымъ множествомъ ранъ
и не прилагающіе къ нимъ врачества молитвы? Великое оружіе—
молитва. Хочешь ли узнать, сколь великое оруясіе—молитва? Апостолы оставляли попеченіе ο бѣдныхъ для того, чтобы имѣть болѣе времени для упражненія въ молитвѣ. Поетаеите убо говоу

рили они, мужи отъ ѳаеъ евидѣтельспшвани седмь: мы же въ молитеѣ и служеніи слоеа пребудемъ (Дѣян. п , 8 ) .

5. Но, какъ я сказалъ,—не будемъ уклоняться оть предмета,
именно, что Петръ и показалъ дѣятѳльность и творилъ чудеса, и
болѣе заслужилъ похвалу за дѣла,—онъ вошелъ во святилище
помолиться; и вотъ тамъ хроной отъ чрева матери своѳй, котораго
приносили
дверямъ храма (Дѣян. ш , 2). Оть самаго рожденія
составъ его былъ поврежденъ, и болѣзнь была выше врачебнаго
искусства, чтобы тѣмъ болѣе открылась благодать Божія. Итакъ,
этотъ хромой леясалъ при дверяхъ храма, и, увидѣвъ входящихъ
апостоловъ, обратился къ нимъ, жѳлая получить отъ нихъ милостыню. Что ясе Петръ? Воззри на ны, говорить онъ (Дѣян. Ш , 4).
Достаточно взгляда, чтобы удостовѣриться въ бѣдности; не нужно
ни словъ, ни доказательствъ, ни отвѣта, ни объясненія; одежда
уже показываѳтъ тебѣ неимущаго. Вотъ зтовсецѣло дѣлоапостольства—говорить бѣдному такъ, чтобы не отъ бѣдности только из-