Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
письма къ рлаиымъ лицамъ. 741 бенно удивительно въ этомъ любомудріи, такъ это преимуще*
ственно то, что искренно й горячо проходящій его среди бѣсную¬
щагося моря плыветъ совершенно тихо и благополучно, среди
отвсюду возникающихъ смятеній наслаждается полнѣйшимъ спо¬
койствіемъ и среди безчисленнаго множества направляемыхъ
отвсюду стрѣлъ остается совершенно невредимъ, принимая, ко¬
нечно, на себя удары, но ие чувствуя отъ нихъ никакого вреда.
Пожинай же, зная это и всегда руководствуясь своимъ любо¬
мудріемъ, иеблекнущую радость ожиданія вѣнцовъ, уготованныхъ
тебѣ у Бога за твои добрые подвиги. Постоянно пиши къ намъ,
какъ только будетъ возможно, и увѣдомляй о своемъ здоровьѣ,
какъ душевномъ, такъ и тѣлесномъ. Все свободное время упо¬
требляй на чтеніе Священнаго Писанія и занимайся имъ столько,
сколько дозволитъ болѣзненное состояніе твоихъ глазъ, такъ чтобы,
если когда-нибудь будетъ у насъ время заняться изъясненіемъ
его смысла благородной душѣ твоей, можно было взяться за это
съ достаточнымъ удобствомъ; знаніе буквы Писанія послужитъ
тебѣ значительнымъ пособіемъ легче со временемъ усвоить заклю¬
чающійся въ ней смыслъ. ' 124. Къ діакону Ѳеодоту *). Перестань обвинять насъ въ медлительности, чтобы самому
не подвергнуться прежде осужденію въ томъ же самомъ. Полу¬
чивши отъ насъ столько же писемъ, сколько посылалъ къ намъ
самъ, не считая одного,—ты говоришь такъ, какъ будто совсѣмъ
засыпалъ насъ письмами, разсчитывая тою мнимо частою посыл¬
кою писемъ съ своей стороны побудить насъ къ дѣятельной пере¬
пискѣ. Можно любить, и не отвѣчая на письма; а я и писать не
отсталъ, и любить не перестаю. Нѣіъ, хотя бы наша разлука про- 695
должилась еще долѣе и хотя бы насъ увели въ страну еще болѣе
пустывную, мы не можемъ ни забыть тебя въ своей душѣ, ни
любить менѣе того, какъ всегда любили. Пиши же къ памъ, зная
это, самъ постоянно о своемъ здоровьѣ. Вамъ это болѣе удобно,
чѣмъ намъ. Впрочемъ, если когда-нибудь и попрепятствуетъ тебѣ
пора года, иди жестокость нсаврійскихъ бѣдствій, мы постараемся
утѣшить себя, въ случаѣ твоего долгаго молчанія, увѣренностію
въ томъ расположеніи, которое ты къ намъ имѣешь. • 11) Писано, вѣроятно, въ 406-мъ году. ИЗДАНІЯ СНВ. ДУХ. АКАДЕМІИ. 48*