Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
736

TBOPKHLI CB. ІОЛННА UATOFCTAFO.

ствуемъ. Наковецъ, все это время мы были кагь будтобы зжключеяы яа какомъ-ннбудь островѣ, заброшенвоігь среди ввпроходнмаго моря: такъ трудно было шшъ встрѣтьтгь пріѣзжаго откуда-лнбо; опаоеніе этнхъ ужасовъ загородило всѣ дорогн кь
намъ. Прошу же нзвиннть васъ, чествѣйшйі н благоговѣйнѣошій мой владыко,—ты зваешь, вакую любовь изстари н изначалала, мы всегда питади къ твоему благоговѣнію,—н не перестав&й молиться ο насъ. Мы крѣпко надѣемся, чго, еслн ты не
встрѣтишь затрудяенія въ отправкѣ пнсемъ, тѳбѣ не надобво будѳтъ напоминать ο тохъ, чтобы постояшо пнсать къ намъ ο своеыь здоровьѣ. Равнымъ образомъ исъ свовй стор<шы какь только
позатихвуть здѣсь страсти и можво будвтъ внгдявуть изъ нашвА
тюрыш и сколько-ннбудь вздохвуть оть тошпцей насъ осады, мы
будемъ постоявно пвсать къ твоей честности. Дѣдая это, мы доставляемъ еебѣ самвмъ величайшѳе удовольствіе.
9

9

119. Нъ Гемему.
Какъ благородна и юношески бодра та дуішц которая занмствуѳтъ васлаждевіѳ и спокойяое самообладаніе ве откуда-либо
извнѣ, а извяутри, изъ самой себя, и, что въ особенвости достойно удивлѳяія, по поводу такихъ предмѳтовъ, которыѳ большинству кажутся страпшыми и опасными! Сколько вадобво ума,
сколько вадобво философской мудрости, чтобы, будучи ненавидвмъ извѣствыми лицами, в* только ве смущаться в вѳ тяготиться, во благородво гордиться этимъ, и вѳ только гордиться, во
жалѣть яѳнавидящихъ, стараться измѣнать ихъ π сдѣдать бдагосклонными? Поэтому дивимся, изумляемся тѳбѣ, достопочтеннѣйшШ и великолѣпнѣйшій владыко, и виѣстѣ свѣтло торжествуемъ, имѣя чѳсть украшаться дружбою твоего великолѣпія,
какъ блистательнымъ вѣвкомъ. Ръ своемъ письмѣ тн просишь
молитвъ вашихъ. Знай, что и преждѳ этого письма мы вепрестанво молили Бога увидѣть, чтобы твоя, столь ведикая и фидософская душа совѳршила свящеввое таивство ) и сподобилась
свящѳвпыхъ тѣхъ н страіішыхъ таивъ. И если бы вамъ пришлось получить радоствое извѣстіе объ исполвѳвіи этого, то мы
ве считали бы себя въ ссылкѣ, забыли бы ο своѳй пустывѣ и,
безъ сомнѣяія, язбавились бы отъ тѣлесвой нѳмощи, ?гь которою
въ настоящеѳ время ведѳмъ борьбу. Зваю я, достопочтѳввѣйшій
1

) По всѳй вѣроятпостп, разумЬется прпнятіо святого крещепія.