Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
738 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. ты, я буду очень радъ; не пріѣдешь, я не осужу тебя и не раз¬
сержусь, а буду танъ же любить, какъ и всегда любилъ твою
вѣрность. Во всякомъ случаѣ мнѣ прискорбно только и очень
больно знать, что ты вовлечена теперь въ безконечныя хлопоты
и по прежнему обременена безчисленнымъ множествомъ житей¬
скихъ заботъ. И если бы ссылочная неводя не удерживала насъ
здѣсь своими путами, я не огорчалъ бы твое благоговѣніе, но,
хотя бы былъ еще больнѣе, нежели сколько боленъ теперь, прі¬
ѣхалъ бы къ тебѣ самъ н до тѣхъ поръ не успокоился бы, пока,
употребивъ всѣ мѣры и всѣ средства, не вырвалъ бы тебя изъ
этой бездны, изъ этого болота, изъ этой сточной ямы безчислен¬
ныхъ золь. А какъ это невозможно, то я я желалъ бы, чтобы
ты пріѣхала посовѣтоваться съ нами объ этомъ. Если же и это
окажется неудобно и трудно, тогда мы не перестанемъ, по край¬
ней мѣрѣ, письменно предлагать тебѣ свои совѣты и увѣщанія—
разорвать сѣти, перерубить веревки, разбить оковы, которыми
связана твоя душа, и выступить на путь независимости и пол¬
ной свободы. Такимъ образомъ ты не только пріобрѣла бы себѣ
радость здѣсь, но легко заслужила бы и небо. Предпошли до¬
бровольно въ неприкосновенныя сокровищницы то, что спустя
нѣсколько времени по неволѣ должна будешь оставить, прощаясь
съ здѣщнѳю жизнію, и чрезъ это ты предуготовишь себѣ тѣ
вѣнки, которые никогда не гибнутъ и не увядаютъ. 121. Къ Діогену. Дорого заплатилъ бы я за удовольствіе видѣть твою мѣр¬
ность, достопочтеннѣйшій мой владыко,—ты знаешь это и безъ
нашего письма, такъ какъ тебѣ хорошо извѣстно, какую любовь
питаемъ мы къ твоей достопочтенности. Но какъ это невозможно
(по дальности разстоянія, по неимѣнію нами свободы ѣздить, куда
бы намъ пожелалось, наконецъ—по усиленію съ каждымъ днемъ
страха, наводимаго исаврійскнми набѣгами), то я усердно прошу
твое благородство по возможности чаще радовать навь тѣмъ, что
составляетъ величайшее наше утѣшеніе среди одиночества, ли¬
шеній, всякихъ другихъ горестей здѣшней жизни, и постоянно
увѣдомлять насъ о своемъ здоровьѣ, равно какъ здоровьѣ всего
твоего дома. Правда, и этой радостью вамъ нельзя насладиться
съ полнымъ довольствомъ, потому что рѣдко кто ѣзднѵъ отъ васъ
сюда. Но, хотя и трудно то, о чемъ мы просимъ, постарайся, по¬
жалуйста, сколько возможно будетъ, и постоянно извѣщай насъ
о своемъ благоденствіи. О себѣ увѣдомляемъ, что живемъ въ на-