Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ РА8ШЛП> ЛИЦАМЪ. 737 мой владыка, что твое желаніе н усердіе есть—сподобиться тѣхъ
иеиэреченныхъ благъ отъ нашей скудости; намъ также, какъ
ты знаешь, это было бы весьма желательно. Но если 8а нами за¬
держка, то самое дѣло не допускаетъ никакой задержки. За от¬
сутствіемъ нашимъ, ты во всякомъ случаѣ можешь легко найти
очень близкихъ намъ людей, которые могутъ ввести тебя въ это
тайноводство ')• И если это исполнится, мы будемъ также рады,
какъ если бы и сами послужили въ преподаніи тебѣ этого прене¬
беснаго дара, такъ какъ благодать одна и та же. 120. Къ Адоліи Что говоришь? Опять жалуешься на козни и на то, что тер¬
пишь большое горе? ІІо что же, скажи мнѣ, препятствуетъ тебѣ
удалиться въ мирную пристань и избавиться отъ всѣхъ этихъ
треволненій? Не пѣлъ ли я тебѣ постоянно, все это время и
однако ты никогда не хотѣла насъ послушать? Нѣть, ты и себѣ
самой причиняешь безчисленныя горести, постоянно падая въ
болото и мараясь грязью этихъ безконечныхъ дѣлъ, и насъ не¬
прерывно, то и дѣло, огорчаешь, подвергаясь этому. Неужели,
думаешь, мнѣ пріятно было теперь слышать, о чемъ ты пишешь
въ своемъ письмѣ, что тебѣ измѣнили и сдѣлали съ тобой ужас¬
ныя вещи твои самые близкіе люди, или (буду лучше говорить
собственными твоими словами) твои довѣренные пріятели? Долго
ли же еще будешь помрачать свой ясный душевный взоръ въ этомъ
чаду? Долго ли же еще не освободишься отъ этого жестокаго раб¬
ства? И что тебѣ препятствуетъ теперь же пріѣхать сюда п сообща
посовѣтоваться съ нами обо всемъ? Сама же ты говоришь, что
ничего бы этого ты не испытала, если бы сдѣлала такъ. Я совер¬
шенно изумляюсь, недоумѣваю и не нахожу рѣшительно никакой
причины, почему ты такъ долго не ѣдешь къ намъ, если только
не по легкомыслію и трусливости. Разстояніе—небольшое; время
года— весьма благопріятное для поѣздки, не томитъ ни холодомъ,
ни зноемъ. Вѣроятно, опять этотъ всегдашній источникъ всѣхъ
твоихъ бѣдъ,—вѣроятно, говорю, эта забота о житейскихъ дѣ- си¬
лахъ,— она и теперь составляетъ тебѣ препятствіе. Пріѣдешь ли 11) Разумѣется опять ттрипятіо святаго крещенія п затѣмъ пріобщопіе
евхаристіи. Какъ предтествуюіцее, такъ л настоящее выраженіе постоянно
употребляются въ твореніяхъ, извѣстныхъ подъ пмепомъ Діонисія Аре.опа-
пгпц именно въ Церковной Іерархіи. *) Изъ .Сукуяа въ 404-мъ году, какъ іі «мѣдущее письмо къ Діогену.