Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
736 ПОЛНИ СВ. ІОАННА ЫАТ07СТАГ0. ствуемъ. Наконецъ, все ото время мы были какъ будто бы заклю¬
чены на какомъ-нибудь островѣ, заброшенномъ среди непрохо¬
димаго моря: такъ трудно было намъ встрѣтить пріѣзжаго от¬
куда-либо; опасеніе етнхъ ужасовъ загородило всѣ дороги къ
намъ. Прошу же иввиянть насъ, честнѣйшій и благоговѣйнѣй¬
шій мой владыко,—ты знаешь, какую любовь, изстари и нзна-
чалала, мы всегда питали къ твоему благоговѣнію,—и не пере¬
ставай молиться о насъ. Мы крѣпко надѣемся, что, если ты не
встрѣтишь затрудненія въ отправкѣ писемъ, тебѣ не надобно бу¬
. дотъ напоминать о томъ, чтобы постоянно писать къ намъ о сто¬
екъ здоровьѣ. Равнымъ образомъ и съ своей стороны, какъ только
позатихнуть здѣсь страсти и можно будетъ выглянуть изъ нашей
тюрьмы и сколько-нибудь вздохнуть отъ томящей насъ осады, мы
будемъ постоянно писать къ твоей честности. Дѣлая зто, мы до¬
ставляемъ себѣ самимъ величайшее удовольствіе. 119. Нъ Гемему. Какъ благородна и юношески бодра та душа, которая заим¬
ствуетъ наслажденіе и спокойное самообладаніе не откуда-либо
извнѣ, а извнутри, изъ самой себя, н, что въ особенности до¬
стойно удивленія, по поводу такихъ предметовъ, которые боль¬
шинству кажутся страшными и опасными! Сколько подобно ума,
сколько надобно философской мудрости, чтобы, будучи ненавн-
691 димъ извѣстными лицами, н ’ только не смущаться и пе тяго¬
титься, но благородно гордиться этимъ, и не только гордиться, но
жалѣть ненавидящихъ, стараться измѣнить ихъ н сдѣлать бла¬
госклонными? Поэтому дивимся, изумляемся тебѣ, достопочтен¬
нѣйшій н великолѣпнѣйшій владыко, и вмѣстѣ свѣтло торже¬
ствуемъ, имѣя честь украшаться дружбою твоего великолѣпія,
какъ блистательнымъ вѣнкомъ. $ъ своемъ письмѣ ты просишь
молитвъ нашихъ. Знай, что и прежде этого письма мы непре¬
станно молили Бога увидѣть, чтобы твоя, столь великая и фило¬
софская душа совершила священное таинство *) и сподобилась
священныхъ тѣхъ и страшныхъ тайнъ. И если бы намъ приш¬
лось получить радостное извѣстіе объ исполненія этого, то мы
не считали бы себя въ ссылкѣ, забыли бы о своей пустынѣ и,
безъ сомнѣнія, избавились бы отъ тѣлесной немощи, ?ь которою
въ настоящее время ведемъ борьбу. Знаю я, достопочтеннѣйшій *) По всеіі вѣроятности, разумѣется принятіе святого крещенія.