Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЕСѢДА 0 ДОБРОДѢТЕЛЬНОЙ ЖИ8НЖ.

69

слушавмъ самого предмета любви—Христа. Всли ты, говоритъ
Онъ, любити Мя паче сихъ, паси оеци моя. Вотъ и здѣсь одобряется дѣятельность, потомучто заботиться ο другихъ, сострадать,
предстательствовать, не искать своего, но всего того, что должѳнъ
имѣть пастырь, всѳ это относится къ дѣятельности, а не къ чудесамъ и нѳ къ знаменіямъ. Но апостолы, скажешь, за чудеса сдѣдаднсь такими? Нѣтъ, не за чудеса, а за жизнь, и ею особѳнно
ош просіяли. Поэтому Христосъ и говорилъ имъ: да просвѣтится
свѣтъ вашъ предъ человѣки яко да видятъ люди не чудеса, но добрая дѣла вагиа, и прославяьиъ, Отца вашего, иже на небесѣхъ. (Мате.
ѵ. ів). Видишь ли, какъ вездѣ блистаетъ дѣятѳльность, одобряется
жизнь добродѣтельная? Хочешь ли, я покажу тебѣ, что и самъ
Петръ, этотъ верховный изъ апостоловъ, который явилъ и высочайшій образъ жизни, и творилъ чудеса, превышающія ѳстество
человѣческое, если сравнить то и другоѳ—и чудеса и яшзнь его,
удостоился чѳсти болѣе аа ясизнь, чѣмъ за знаненія? Выслушай
слѣдующее событіе. Петръ и Іоаннъ восхоок^аста во евятилище на
молитву въ чаеъ девятый (Дѣян. ш, 1). Не читай безъ внинанія
этого повѣствованія, но остановись тотчасъ на самомъ вступлѳніи
въ него и замѣть, какая была между ними любовь, согласіѳ и
единодушіе, какое во всемъ инѣли они общеніе между собою, и
какъ они соединены были союзомъ божественной дружбы во всѣхъ
дѣлахъ, и въ трапезѣ, и въ молитвѣ, и въ хожденіи, и во всемъ
прочемъ являлись вмѣстѣ другъ съ другомъ. Бсли же эти столпы,
твердыни, имѣвшіе великое дерзновеніе предъ Богомъ, нуждались
во взаимной помощи и совершали все при взаимномъ содѣйствіи,
то не гораздо ли болѣе мы, слабые, бѣдные и ничтожные, имѣемъ
нужду во взаимной помощи? Братъ отъ брата помогаемъ, говорить Писаніе, яко градъ твердъ (Притч. хѵш, 19). И еще: ее что
добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. схххп, 1)?
Были толысо Петръ и Іоаннъ, но они юсѣли Іисуса посреди себя:
идлэяе бо еста два или тріе еобрани во гшя Мое, сказалъ Онъ, ту
есмь посредѣ ихъ (Матѳ. хѵш, 20). Видишь ли, какъ важно быть
вмѣстѣ? Но они не просто были вмѣстѣ: и ны теперь всѣ вмѣстѣ;
но должно быть вмѣстѣ посредствомъ союза любви, по расположенію воли; и какъ тѣла наши теперь находятся близъ другъ
друга и соединяются въ однонъ мѣстѣ, такъ должны соединяться
и сердца. Петръ и Іоаннъ восхождаста во святилище. Но завѣса
раздралась, святое святыхъ опустѣло, поклоненіе на одномъ мѣстѣ
прекращено; Павелъ взываетъ: на всякомъ мѣсмѣ воздѣвайте преподобныя руки (1 Тимоѳ. п, 8). Для чего ясе они идутъ въ хранъ
на нолитву? Не возвратнлись ли они опять къ іудейской немощи?
Да не будетъ; но они снисходятъ къ немощнѣйшимъ, исполняя