Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
727

ПИСЬМА. КЪ РАЭНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

опять вспомни ο богатомъ и Лазарѣ, — какъ одинъ нэъ няхъ
страдалъ въ настоящѳмъ вѣісѣ и какъ другой наслаждался счастіеиъ. Чѣмъ повредида тому его бѣдность? Нѳ борцемъ ли и
побѣдителѳмъ отнѳсѳнъ онъ на лоно Авраамово? Напротивъ, что
пользы привѳсло богатотво тоиу, который обдачался въ порфиру
и виссовъ? Гдѣ лнкторы, гдѣ тѣлохранители? Гдѣ златоуздныѳ
кови? Гдѣ прихлѣбняви и царствевная трапеза? Нѳ отведевъ ли
овъ въ гробъ, какъ связавный разбойнякъ, вывося изъ міра обнажеввую душу, и ве взываетъ ли вапрасво: отне Аврааме, поели
Лазаря, Ьа омочить конецъ перста своего, и устудгтъ языкъ мой,
яко лютѣ страоюду во пламени семъ (Лук. хѵі, 24)? Зачѣмъ называѳшь ты отцемъ Авраама, жизни котораго ве подражалъ? Онъ
всякаго человѣка принималъ въ домъ свой, а ты нѳ позаботился
іі объ втомъ бѣднякѣ. Нѣтъ мѣста скорби в сожалѣнію ) ο томъ,
істо, имѣя с*олько богатствъ, вѳ сдѣлалъ себя достойнымъ капля
воды. Овъ вѳ подавалъ бѣдвому дажѳ крошѳкъ; потому тѳпѳрь
во получаѳтъ и каплв воды. Въ зиму овъ вѳ оѣялъ милости; прншло лѣто,—онъ и ве пожадъ ея. По устроѳвію Владыки ваказаніе нѳчестивымъ и упокоѳніѳ праведвымъ поставлены другъ противъ друга, такъ чтобы тѣ и друііѳ могли ввдѣть другъ друга и 684
другъ друга узнавать. Тогда каждый мученикъ узнаетъ своѳго
мучитѳля и каждый мучитель своего мучѳяика, котораго казввлъ.
И это—вѳ моѳ слово. Послушай, что говоритъ Премудрость: тогда
етапепѵь ѳъ дерзновеніи мпозѣ праведнихъ предъ лицемъ оекорбивишхъ
его (Прѳм. ν , 1). Какъ путѳшествѳнникъ, совершающШ путь въ
звойвое время и сжигаѳмый жаждою, вайдя чястый нсточникъ,—
яля какъ человѣкъ, мучнмый сяльвымъ голодомъ, сядя за столомъ, наполнѳннымъ разяообразнымя явствамн, но будучя нѳ допускаѳнъ высшею сялою ня прнкоснуться къ столу, ня отвѣдать
тѣхъ яотвъ, чувствуѳтъ скорбь я мученіѳ тѣмъ сяльнѣе, что сндятъ ва столомъ, я яе можетъ отвѣдать кушавій, сядятъ подлѣ
ясточнвка, я не моясетъ напяться воды, такъ я въ дѳнь суда нечѳстнвыѳ вядятъ святыхъ радующямяся, я не могуть насладиться
царской трапѳаы. Вотъ почему н Богъ, жѳлая наказать Адама,
заставнлъ ѳго воздѣлывать зѳмлю протявъ рая, чтобы, ежѳднѳвно
я ежѳчасно взнрая на то вождѳлѣнноѳ мѣсто, язъ котораго вышалъ, онъ всегда ямѣлъ скорбь въ дуяіѣ. Бсдя здѣсь мы нѳ находнмся вмѣстѣ другь съ другомъ, за то тамъ никто не воспрепятствуетъ наісъ жять вмѣстѣ, я кы увндянъ тогда язгнавпшхъ
пасъ, вакъ Лазарь вядятъ богатаго я какъ мученякя — свояхъ муι

) Напраппіъ, вевдѣ Здатоусть ішшѳть, что ο такихъ-то людахъ и надобно амшѣть. См. ѳго пжсьма: 82-е въ Лѳанію, 84-е къ Ипатію и др.
1