Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
726

ТВОРЖНІЯ ОВ. ЮАЛНА 8ЛАТОУСТАГО.

изъ города, не ааботился ни ο чекъ этомъ и говоридъ самому
вѳз себѣ: есди императрица хочетъ отправить мѳня въ ссылку, пусть
ссылаегь,—ІЪсподня земля и иеполненіе ея (Псал. ххш, 1). Бсди
она хочетъ перѳпилить меня пилой, пусть пѳрепилнтъ,—у меня
есть образѳцъ—Исаія. Бсли желаѳть повергнуть мѳня въ море,
яприпомню Іону. Если жѳлавтъ бросить меня въ пѳчь,—есть три
отрока, которые претерпѣли то же самое. Бсли желаѳтъ отдать
меня звѣрямъ,—я пряпомню Даніила, брошеннаго львамъ въ ямѣ.
Есди жвлаетъ побить кеня каняямя, пустъ побиваетъ,—у меня
есть первомученикъ Стѳфанъ. Бсди желаѳтъ взять мою голову,
пусть возметъ,—у меня ѳсть Іоаннъ Крѳститѳль. Бсли желаетъ
взять ное нмущество, пусть возьметь его,—нагъ шыдозсъ отъ чрева
матери моея, нагъ и стыду (Іов. і, 21). Но апостодъ увѣщеваеть мѳня:
яица Багъ келовѣча не пріемлетъ (Гал. п, 6), и въ другомъ мѣстѣ:
аще бо быхъ еще человѣкомъ угождалъ, Христовъ рабъ не быхъ уб
былъ (Гал. і, 10). И Давидъ вооружаетъ меня, говоря: глагомхъ
ο евидѣніихъ твоихь предъ цари, и не стидяхся (11с. схѵга, 46).
Многое выставяля противъ мѳня. Говорятъ *), будто я пріобщидъ
нѣсколько чѳловѣкъ посдѣ того, какъ они ѣди. Если я зто сдѣдадъ, то пусть язгладятоя мое ямя язъ сяяска ѳпяскоповъ я
лусть яѳ напяшется въ кяягѣ православной вѣры. Бсля я сдѣлалъ что-нибудь такое, то нусть язгояятъ мѳяя Хрястосъ нзъ
Своего царства. Впрочемъ если ужѳ оня говорятъ это яротявъ
меяя н обвяяяютъ мѳня за вто, то пусть осудять я Павда, который послѣ вѳчеря крестнлъ цѣлый домъ (Дѣян. х п , 88); пусть
оеудятъ я самого Госяода, который нослѣ вечѳри преяодалъ прнчащѳніе апостодамъ. Говорятъ ')> что я пресяалъ съ женщяяою.
Но обваяштѳ тѣло моѳ, я вы увядятѳ мѳртвенность мояхъ члѳновъ.
Все это онн сдѣлаля язъ завястя. Моясѳтъ быть, брать Кяріакъ, огорчаетъ тебя то, что изгяавшіе насъ свободно ходятъ
ио площадн въ сопровожденіи множества тѣлохраннтелей? Но ты
которое, равно каісъ и первоо ого слово по тому жѳ случаю, пе было паписано пмъ самішъ, а записаио съ ого словъ кѣмъ-либо изъ ѳго слуілатолен, и
притомъ съ такою петочностію, что оба слова прѳдъ отправлѳніѳмъ въ ссмлку,
по всен вѣроятности, представляютъ собою двѣ разыыхъ рѳдакціи одного и
того же въ дѣйствнтелшости пронзнесѳнваго слова. ГГопятно, какъ мало можио
ииѣть довѣрія къ настоящему тону этого мѣста.
) Сравненіѳ этого обвжнѳпія съ издожсеніоиъ обвинепій въ 1-й и 2-й бесѣдахъ предъ отправленіѳмъ въ ссылву (см. стр. 447, 458) показываетъ, что
тамъ, иди здѣсь, доиущѳна вѳсьма значитѳлъная нѳточаость.
*) Ни откуда, кромѣ этого мѣста, не видыо, чтобы на св. Іоанна Златоуста кто-двбо взносилъ лодобыую клевету. Можно думать позтому, что враждебная рука приводіітъ здѣсь эту нолѣпую выдумву для того, чтобы навдечь
повую А н ь иа жнзнь святитсля.
]