Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
725

ПИСЫСЛ КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦаМЪ.

раблекрушѳніе объяли цѳрковь? Это знаю и я, и ннкто противъ
этого не говорить. Мадо того, ѳсли хочѳшь, я прѳдставлю тебѣ
картину настоящаго хода дѣлъ. Вагляни на море: вотъ оно взмутвдось до самаго дна бездны; мореплаватѳли, бросивъ кормила
и вѳсла, сложили рукн на колѣни, растерялись отъ нѳпосильности борьбы съ бурей, не смотрятъ ни на вѳбо, ни на воду, ни на
сушу, и валяются на подстилкахъ, рыдая и плача. Такъ бываетъ
на морѣ. Α на нашѳмъ морѣ тепѳрь смятѳніѳ ѳще хуже, волны
еще хужѳ. Но призывай Христа, Вдадыку нашѳго, который не
искусствомъ укрощаѳтъ бурю, но однимъ мановеніемъ смиряетъ
волны. Бсли же ты призывалъ ужѳ много разъ, но не былъ услышанъ, не отчаивайся: такъ обыкновѳнво поступаѳтъ человѣколюбивый Богъ. Развѣ ве могъ Овъ освободить тѣхъ трехъ отроковъ 682
ѳще преждѳ, чѣмъ ови были брошѳвы въ разженную пѳчь? Однако
они были взяты въ плѣнъ, отвѳдѳвы въ нѳпріятѳльскую зѳмлю,
лишены отцовскаго наслѣдія, ваконѳцъ—всѣ отчаялись за нихъ
и все было для нигь кончѳно, и тогда ужѳ Христосъ, истинннП
Богъ нашъ, содѣлалъ чудо и отетранилъ оговь. Нѳ вынося добродѣтели правѳдныхъ, огонь устрѳмился вонъ и попалилъ бывпшхъ у пѳчи халдеѳвъ. Послѣ того печь сдѣлалась для нихъ
цѳрковію; они призвали всю тварь, все видиное и нѳвидимое, ангѳловъ и С Е Л Ы и, такшгь образомъ соединивши все въ одно собраніе, сказали: благословите вея дѣла Господня Гоепода (Дан. ш, 57).
Видишь ли, какъ тѳрпѣніѳ праведныхъ и огонь превратило въ
росу, и мучителя посрамило, — и онъ разсылаетъ по всей вселевной грамоту, говоря: великъ Богъ Седраха, Мисаха и Авденаго
(Дав. га, 95)? И смотри ещѳ, какоѳ строгое ваказаніѳ назначилъ
онъ всякому, кто сказалъ бы слово противъ вихъ: домъ его въ
казну и имущество ѳго на разграблѳніѳ (Дав. т , 90)! Нѳ падай
же духомъ и нѳ отчаивайся ' ) . Вотъ я ' ) , когда изгоняли меня
ставляютъ собою коыпиляцін, иля дяжо буквалмтоіі ішппскіт 1181» подлнлныхъ
творетііи Златоуста, рѣзко отличаетсл отъ нсѣхъ другихъ проиапѳдоипі ноликаго святителя
) Досѳлѣ письмо представляетъ собою сперва почти буквалыгую пмписку, а потомъ перѳдѣлху, изъ порвтлхъ двухъ отдѣловъ 1-го ипсьма π иебольшого мѣста изъ 9-го отдѣла 8-го письма Златоуста тгь Олимпіадѣ.
*) Во всѣхъ свонхъ письмахъ къ лицамъ, тѳрпѣвшиігь гоиѳніѳ, Нлатоустъ утЬшаетъ страдалъцѳвъ похвалою ихъ твѳрдости, нли указаніемъ па
ожидающія ихъ нѳбѳсныя награды, — вообще говоритъ объ ихъ нравствопішхъ засдугахъ; но никогда, какъ здѣсь, не выставляетъ себя самого, забывая лицо, къ которому шппетъ. Онъ иѳрѣдко упоминалъ ο врагахъ своітхъ,
цазывая ихъ парушнтѳлями церковпаго мира, но никогда не приинсыиалъ
своихъ бѣдотвій собственно жвптератридѣ. Впрочѳігь, вг.е это мѣсто ааимствовано ияъ 2-іі бесѣдм его продъ оптравлоіііомъ въ порпую ссилку (см. стр. 458).
1

ИЗДАНІК ппв.

Д У Х . АКАДЕМПТ.

47*