Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
720

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТ1Г0.

докучна, то дай намъ, по крайней мѣрѣ, то, въ чемъ ты властяа
и что отъ тѳбя зависитъ. Α на счѳтъ другого мы уже нѳ настаиваемъ, чтобы, кромѣ совѳршѳнной нѳудачи въ уснѣхѣ, не показаться еще тебѣ тяягелыми и докучными.

108. Къ Аравію ')
Письмо твое яснѣйпшмъ обрааомъ покааадо нахъ, какое
горшшо горвсти носшпь въ своей душѣ всдѣдствіе постштпѳй
насъ участи. Конечно, мы анали это и прѳлсдѳ: мы никогда не въ
состояніи 8абыть тѣхъ обидьныхъ слѳзъ, которыя проливалъ ты
ѳщѳ въ самоігь началѣ зарожденія этихъ бѣдствій. Но и письмо
твоѳ, не менѣѳ тѣхъ слѳзъ и рыданій, обнаружило предь нами,
какая жгучая скорбь томитъ твое сердце. Человѣкодюбивый Богь
вознаградитъ тебя за это, потому что есть награда и за скорбь,
и награда великая и обкльная. Во врѳмя бѣдствій іудейскаго
народа были такяее люди, которыѳ, не моппи отвратить народныхъ преступлѳній, только стенали и ддакали ο нихъ, и вти дюди
пріобрѣли себѣ такую награду, что въ то врѳмя, какъ всѣ другіе
были прѳданы на погибель и истребленіе, они одни избѣжадн
гнѣва. Даждь, скаэалъ Господь, зпамепіе на лица мужей стенящихъ и болѣзнующихъ (Іезѳк. іх, 4). Въ самокъ дѣдѣ, хотя они
нѳ могли остановнть чужихъ беззаконій, но они дѣдади съ своей
стороны все, что было въ ихъ власта, — они пдакади, они рыдади
ο томъ, что дѣлалось, и такнмъ образомъ стяясади сѳбѣ право на
совершенную бѳзопасность. Рыдайте ясе, владыки мои, постоянно
и вы ο томъ, что тѳперь дѣлается, и модите непрѳстанно чѳдовѣколюбиваго Бога полояшть конецъ этому общему крушѳнію вселѳнной. Вы конечно знаѳтѳ, вы положительно знаѳте, что смятенія
и бѳзпорядки распространились повсюду; а потому надобно молить Бога нѳ объ одномъ только Константинополѣ, но обо в с ^ вселѳнной, такъ какъ начавшееся тамъ зло, раьдивпшсь сокрупштѳльнымъ потокомъ, наноситъ вредъ цѳрквамъ по воей зѳмлѣ. 0
чѳмъ ты насъ просвдь, ο томъ и мы тѳбя просшсъ: все время,
пока будѳмъ разлучѳны съ вами тѣлесно (душевно мы всегда
соединены съ твоимъ благородствонъ и съ твошсъ домомъ), не
поставь сѳбѣ за трудь постоянно писать къ намъ и радовать
С76 насъ извѣстіями ο своѳмъ здоровьѣ. Ты знаешь, какъ намъ бу*) Персдъ првбытіемъ въ Кукузъ, въ 404-мъ году.