Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
70 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОРОГАГО. изреченіе Павла, въ которомъ говорится: быть іудеемъ яко іудей
(1 Кор. іх, 20). Они снисходятъ къ слабымъ, чтобы тѣ не
84 оставались слабыми. А съ другой стороны тамъ собирался весь
городъ. Какъ искусные рыболовы ставятъ свои сѣти въ тѣхъ
заливахъ рѣкъ, въ которыхъ собирается вся рыба, чтобы легче полу¬
чить добычу, такъ точно и апостолы, эти духовные рыбари, спѣ¬
шили къ тому заливу, гдѣ собирался весь городъ, чтобы тамъ
раскинуть сѣть Евангелія и легче получить добычу. Такъ посту¬
пали они, подражая Учителю, потому что и Христосъ говорить: по
вея дни при васъ былъ въ церкви (Мат. ххѵі, 55). Для чего въ церкви?
Чтобы обратить къ Себѣ находящихся въ церкви. Такъ и апо¬
столы пошли какъ бы на молитву, а намѣревались сѣять тамъ
ученіе. Во святилище на молитву въ часъ девятый. И часъ этотъ
былъ избранъ ими не напрасно. Я часто говорилъ вамъ, что въ
этотъ часъ отверстъ рай и разбойникъ вошелъ въ него, что въ
этотъ часъ уничтожено проклятіе, принесена жертва за вселенную,
разсѣянъ мракъ, возсіялъ свѣтъ и чувственный и духовный. Въ
часъ девятый. Когда другіе спятъ глубокимъ сномъ послѣ обѣда
и опьяненія, тогда они, трезвые и бодрые, пламенѣя великою рев¬
ностію, спѣшили на молитву. Если же они имѣли нужду въ мо¬
литвѣ, въ молитвѣ столь напряженной, въ молитвѣ столь усерд¬
ной, они, которые имѣли такое дерзновеніе предъ Богомъ, то чтб
будемъ дѣлать мы, страждущіе безчисленнымъ множествомъ ранъ
и не прилагающіе къ нимъ врачества молитвы? Великое оружіе—
молитва. Хочешь ли узнать, сколь великое оружіе—молитва? Апо¬
столы оставляли попеченіе о бѣдныхъ для того, чтобы имѣть бо¬
лѣе времени для упражненія въ молитвѣ. Поставите убо, гово¬
рили они, мужи отъ васъ свидѣтельствовани седмь: мы же въ мо¬
литвѣ и служеніи слова пребудемъ (Дѣян, ѵт, 3). 5. Но, какъ я сказалъ,—не будемъ уклоняться отъ предмета,
именно, что Петръ и показалъ дѣятельность и творилъ чудеса, и
болѣе заслужилъ похвалу за дѣла,—онъ вошелъ во святилище
помолиться; и вотъ тамъ хромой отъ чрева матери своей, котораго
приносили ръ дверямъ храма (Дѣян, ш, 2). Отъ самаго рожденія
составъ его былъ поврежденъ, и болѣзнь была выше врачебнаго
искусства, чтобы тѣмъ болѣе открылась благодать Божія. Итакъ,
этотъ хромой лежалъ при дверяхъ храма, и, увидѣвъ входящихъ
апостоловъ, обратился къ нимъ, желая получить отъ нихъ мило¬
стыню. Что же Петръ? Воззри на ны, говорить онъ (Дѣян. Ш, 4).
Достаточно взгляда, чтобы удостовѣриться въ бѣдности; не нужно
ни словъ, ни доказательствъ, ни отвѣта, ни объясненія; одежда
уже показываетъ тебѣ неимущаго. Вотъ это всецѣло дѣло'апостоль-
ства—говорить бѣдному такъ, чтобы не отъ бѣдности только из-