Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ РЛ8НЫМЪ ЛИЦАМЪ. 719 107. Къ Ѳеодорѣ '). Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей.
Подробнѣе могутъ разсказать тебѣ объ этомъ податели этого
письма, хотя они провели съ нами всего одно мгновеніе, такъ
что подъ гнетомъ постоянныхъ припадковъ лихорадки я не могъ
и поговорить съ ними сколько-нибудь. Между тѣмъ, не смотря на
болѣзнь, я долженъ былъ ѣхать и день и ночь, томимый зноемъ,
измождаемый невозможностію заснуть, погибая отъ неимѣнія са¬
мыхъ необходимыхъ предметовъ и недостатка людей, которые
могли бы оказать помощь. Даже участь каторжниковъ и острож¬
никовъ не такъ тяжела, какъ то, что мы вытерпѣли и до сихъ
поръ терпимъ. Наконецъ-то уже, и едва-едва добрался я до Ке¬
саріи, какъ мореходъ послѣ бури въ тихую пристань. Правда,
пристань эта не въ состояніи вознаградить зла, причиненнаго
бурею: такъ предшествовавшее время сокрушило насъ разъ на¬
всегда! При всемъ томъ, прибывъ въ Кесарію, я нѣсколько ожилъ,
потому что пью здѣсь чистую воду, потому что ѣмъ не затхлый
и не пересохшій хлѣбъ, потому что моюсь уже не въ обломкахъ
бочекъ, а нашелъ баню, какая бы она тамъ ни была, потому что,
наконецъ, мнѣ дозволили лечь въ постель. Можно было бы раз¬
сказать и поболѣе этого, но, чтобы не обременить твою память, я
ограничусь сказаннымъ и прибавлю одно только, что ты должна
своими упреками не давать покоя тѣмъ, кто насъ любитъ, за то,
что и при такомъ множествѣ приверженцевъ, не смотря на такую г>75
силу ихъ, намъ не оказали даже того снисхожденія, какое оказы¬
ваютъ преступникамъ, чтобы поселить насъ въ какомъ-нибудь
болѣе спокойномъ и близкомъ мѣстѣ, — что, не смотря на раз¬
строенное состояніе нашего здоровья и на страхъ, наводимый
тамъ повсюду исаврійцами, намъ отказали даже въ этой скром¬
ной и ничего не стоющей милости. Слава Богу и за это! Мы ни¬
когда не перестанемъ прославлять Его за все. Буди имя Его бла¬
гословенно во вѣки (Іов. і, 21). Сильно, впрочемъ, удивляюсь я и
тебѣ: вотъ уже четвертое или пятое письмо посылаю теперь твоей
скромности, а отъ тебя получилъ только одно и единственное.
Между тѣмъ не было никакого препятствія писать чаще. Говорю
это не въ осужденіе тебѣ: на любовь нѣть принужденія, вся¬
кому — добрая воля. Но очень скорблю, что ты такъ скоро выбро¬
сила васъ изъ головы и въ такое длинное время прислала намъ
только одно письмо. Если наша просьба не тяжела тебѣ и не 11) И за» Кесаріи Каппадокійской, по дорогѣ па мѣсто ссылки, па» 404-мъ году.