Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЫІА КЪ РАЗПЫМЪ ЛЖЦАМЪ.

715

признательность тѣмъ, кто принѳсѳгъ пользу своѳй душѣ,—право
не тебѣ, а себѣ окажѳть мндость тоть, кто сдѣлаѳтъ ѳто, — а
въ послѣднемъ поспѣпшли бы придумать другой, кратчайшій
и удобнѣШпій, путь, который бы ужѳ несомнѣнно привѳлъ тебя
къ полному утѣшѳнію и совѳршенно освободилъ ОТЬ всякихъ
стѣсненій. Истинно, мы себѣ самимъ дѣлаѳмъ вѳличайшѳѳ одолжѳнів, заботясь ο чѳловѣкѣ съ такой благородной и независимой
душею, какъ ты. Да, пиши къ намъ постоянно, радуя насъ извѣстіями ο своѳмъ здоровьѣ и ο своихъ успѣхахъ.

103. Къ Валентину ).
1

Что вто? Ты знаешь, какъ мы всегда рады твоему благополучію, какъ ликуемъ при твоихъ повышѳніяхъ,—ты долясѳнъ былъ
прежде всѣхъ увѣдонить насъ ο той высокой чѳсти, которой твперь достигъ, и между тѣмъ допустилъ, что мы узнали объ этоігь
прежде оть другйхъ, да еще и не думаешь, что тѳперь тѳбѣ
должно много оправдываться передъ нани въ томъ, что ты, насколько это отъ тебя зависѣло, такоѳ долгое время сановольно
дишалъ насъ такой вѳликой радости. Конѳчно, истинноѳ твое достоинство, саный высшій твой санъ—вто твоя душевная доблесть.
Но такъ какъ ты іг эти житѳйскія выгоды укѣешь употреблять
йа пользу своей жѳ дупга, и чѣмъ болѣе пріобрѣтаешь силы,
тѣнъ просторнѣѳ открываешь пріютъ всѣмъ нуждающимся, то иы
справедливо радуемся втому и торжествуемъ теперь, а по тону
саноыу отнюдь не прощаѳмъ тебѣ вины твоего молчанія. Какъ
же тебѣ лучше оправдаться пѳредъ нами? Чащѳ писать и постоянно увѣдомлять насъ ο здоровьѣ—своемъи всѳго своего дома. 672
Послѣ того, какъ мы указали тебѣ такимъ образомъ даже самый
способъ оправдавія, тебѣ остается только исполнить то, что отъ
тебя требуется. И ѳсли послѣ этого письма ты будешь ещс продолясать молчавіе, то мы припишемъ его тогда уже твоему крайпену нерадѣнію, и намъ это будетъ больно. Впрочѳиъ, я положительно увѣренъ, что ты сочтешь величайшимъ для себя наказаніемъ заставить насъ страдать отъ этого, потому что знаю, какъ
нскренно и горячо ты любишь насъ въ душѣ.

1

) Изъ Кукуза, въ 404-мъ году.