Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
69 БЕСѢДА О ДОБРОДѢТЕЛЬНОЙ «И8НИ. слушаемъ самого предмета любви—Христа. Если ты, говорить
Онъ, любити Мя паче сихъ, паси овцы моя. Вотъ и здѣсь одоб¬
ряется дѣятельность, потому что заботиться о другихъ, сострадать,
предстательствовать, не искать своего, но всего того, что долженъ
имѣть пастырь, все это относится къ дѣятельности, а не къ чуде¬
самъ и не къ знаменіямъ. Но апостолы, скажешь, за чудеса сдѣ¬
лались такими? Нѣтъ, не за чудеса, а за жизнь, и ею особенно
они просіяли. Поэтому Христосъ и говорилъ имъ: да просвѣтится
свѣтъ вашъ предъ человѣки яко да видятъ люди не чудеса, но доб¬
рая дѣла ваша, и прославятъ, Отца вашею, иже на небесахъ. (Матѳ,
г. 16). Видишь ли, какъ вездѣ блистаетъ дѣятельность, одобряется
жизнь добродѣтельная? Хочешь ли, я покажу тебѣ, что и самъ
Петръ, этотъ верховный изъ апостоловъ, который явилъ и высо¬
чайшій образъ жизни, и творилъ чудеса, превышающія естество
человѣческое, если сравнить то и другое—и чудеса и жизнь его,
удостоился чести болѣе ва жизнь, чѣмъ за знаменія? Выслушай
слѣдующее событіе. Петръ и Іоаннъ восхождаста во святилище на
молитву въ часъ девятый (Дѣян, ш, 1). Не читай безъ вниманія
этого повѣствованія, но остановись тотчасъ на самомъ вступленіи
въ него и замѣть, какая была между ними любовь, согласіе и
единодушіе, какое во всемъ имѣли они общеніе между собою, и
какъ они соединены были союзомъ божественной дружбы во всѣхъ
дѣлахъ, и въ трапезѣ, и въ молитвѣ, и въ хожденіи, и во всемъ
прочемъ являлись вмѣстѣ другъ съ другомъ. Если же эти столпы,
твердыни, имѣвшіе великое дерзновеніе предъ Богомъ, нуждались
во взаимной помощи и совершали все при взаимномъ содѣйствіи,
то не гораздо ли болѣе мы, слабые, бѣдные и ничтожные, имѣемъ
нужду во взаимной помощи? Братъ отъ брата помогаемъ, гово¬
рить Писаніе, яко градъ твердъ (Притч. хѵш, 19). И еще: се что
добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. схххп, 1)?
Были только Петръ и Іоаннъ, но они имѣли Іисуса посреди себя:
идѣже бо еста два или тріе собрана во имя Мое, сказалъ Онъ, ту
семь посредѣ ихъ (Матѳ, хѵш, 20). Видишь ли, какъ важно быть
вмѣстѣ? Но они не просто были вмѣстѣ: и мы теперь всѣ вмѣстѣ;
но должно быть вмѣстѣ посредствомъ союза любви, по располо¬
женію воли; и какъ тѣла наши теперь находятся близъ другъ
друга и соединяются въ одномъ мѣстѣ, такъ должны соединяться
н сердца. Петръ и Іоаннъ восхождаста во святилище. Но завѣса
раздралась, святое святыхъ опустѣло, поклоненіе на одномъ мѣстѣ
прекращено; Павелъ взываетъ: на всякомъ мѣстѣ воздѣвайте пре¬
подобныя руки (1 Тимоѳ. п, 8). Для чего же они идутъ въ храмъ
на молитву? Не возвратились ли они опять къ іудейской немощи?
Да не будетъ; но они снисходятъ къ немощнѣйшимъ, исполняя