Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
70Я

ТВОРЕНІЯ СВ. ЮАННА 8ЛАТОУСТАГО

валовъ, уничтожая ихъ не наносеніѳігь, а првнятіемъ ударовъ,—
такъ и мужъ, вышедшій испытаннымъ изъ школы терпѣнія, становится выше всѣхъ кознѳй. И, что особѳнно удивитѳльно, онъ
дѣлаѳтся сильнѣе и побѣдоноснѣѳ надъ зломъ такжѳ не дѣланіемъ, а пѳреношѳвіемъ зла. Пишу вамъ это не потому, чтобы
вы нуждались въ нашихъ наставлѳніяхъ,—я знаю ваше благоразуміѳ, и ъы доказали его самымъ дѣломъ,— то ο чеігь мы философствовали теперь только на словахъ, то самое вы проповѣдади
во всѳуслышаніе собственною нѳпоколѳбимостію въ пѳрѳнѳсеніи
страданій. Итакъ не потому, чтобы вы нуждались въ нашихъ наставлѳніяхъ, пшпу вамъ это, но потому только, что, какъ вы
долго молчали, или—лучшѳ—такъ какъ съ обѣихъ сторонъ длилось
долгое молчаніѳ, то я и захотѣлъ сдѣлать своѳ письмо длиннѣѳ.
Α когда шппешь къ такимъ доблестнымъ подвгокникамъ тѳрпѣнія,
какъ вы, το ο чѳмъ болѣѳ и поговорить, какъ нѳ ο томъ, чѣмъ
вы сдѣлались столько славны и знамѳниты? Однако и сказаннымъ
вышѳ нѳ ограня чиваются плоды подвижничѳства; они идутъ
дальше, разростаясь болѣѳ и болѣе. Испытанность, говоритъ апостолъ, рождаѳтъ упованіе (Рям. ѵ, 4), —упованів, имѣющѳѳ нѳпрвнѣнно оправдаться сашшъ дѣломъ, а не такоѳ, какъ обыкновенноѳ человѣчѳскоѳ упованіе, которое часто, изнуривъ трудами положившихся на нѳго, нѳ въ состояніи бываетъ затѣмъ дать своимъ
поклонникамъ отвѣдать плода отъ своихъ трудовъ и вмѣстѣ съ
потѳрѳю трудовъ приноситъ имъ стыдъ и бѣдствія со всѣхъ сторонъ. Нѳ таково то упованіѳ, потому что оно — нѳ человѣчѳскоѳ.
Желая выразить всѳ это однимъ словомъ, Павѳлъ сказалъ: упованіе же не посрамляетъ (Рям. ѵ, 4). Дѣйствительно, оно не только
но приноситъ потери тому, кто подвизаѳтся на зтомъ поприщѣ,
іі не только нѳ посрамляетъ, но вознаграждаетъ его богатствомъ
и славою въ гораздо высшѳй стѳпѳни сравнительно съ настоящѳю
цѣною его трудовъ и подвиговъ. Такова рука, дарующая вознагражденія за эти труды! Можѳтъ быть, мы и пѳреступили мѣру
письма, но только не во мнѣніи такъ горячо привязанныхъ къ
намъ друзей, какъ вы. Я увѣрѳнъ, что, разсуждая объ этомъ нѳ
по правиламъ епистолярной письмѳнности, а по уставамъ дружбы,
вы найдѳтѳ и это письмо короткимъ. При всемъ томъ, хотя бы
оно показалось вамъ короткимъ, я нѳпрѳмѣнно хочу просить у
васъ вознагражденія себѣ за нѳго, — нѳ того, чтобы вы меня
любили, потому что нѣтъ надобности просить у васъ того, чѣмъ
вы сами по собственному побужденію всегда съ болыпимъ избыткомъ и платите мнѣ, и одолясаетесь вновь, — и нѳ того, чтобы вы
отвѣчалп ііа паше письмо, такъ какъ я знаю, что и объ этомъ
нѣтъ надобностя напоминать вамъ со сторовы, — к&кого же, накоу